Многие профессионалы откровенно пренебрежительно относятся к книгам по покеру. Они действительно с каждым годом теряют актуальность, ведь любую полезную информацию легко найти в интернете. Но среди любителей, особенно в США, именно бумажный формат остается очень востребованным. Новичкам, которые хотят ознакомиться с базовыми концепциями GTO, часто советуют книгу Майкла Асеведо «Современная теория покера». С начала этого года Майкл ведет авторскую колонку о теории игр на сайте CardPlayer. В первой статье, которая явно рассчитана на любителей, он простыми словами рассказал, что такое GTO. Через несколько дней Майкл в интервью журналисту CardPlayer добавил подробности о своей карьере и увлечении теорией.

– Расскажи, как теория GTO применима в покере?

– Теория игр – это раздел математики. Иногда термином GTO называют «равновесие Нэша». По сути это поиск оптимальной стратегии, при которой оба участника играют практически идеально.

В покере «равновесие Нэша» помогает игроку структурировать теоретические концепции интуитивно понятным образом, чтобы их было проще применять на практике. Обладая такими знаниями, игрок меньше ошибается и может эксплуатировать соперников, которые с теорией не знакомы.

– Твою книгу хвалили многие известные игроки, но стоит она $40 – это дороже, чем большинство других покерных книг. Тебе когда-нибудь высказывали недовольство по этому поводу?

– Не хотелось бы заниматься саморекламой, но, по-моему, цена вполне адекватная. В интернете есть множество GTO-курсов, которые стоят по $1,000 и даже больше. Некоторые игроки платят такие деньги за простые чарты и префлоп рейнджи. Свою книгу я советую воспринимать как школьный учебник.

– На что обратить внимание игрокам, которые только начинают осваивать принципы GTO?

– Тут все просто – на префлоп чарты. Как только освоите их, вам сразу станет гораздо проще играть на постфлопе. А пока вы не представляете, с каким диапазоном соперник играет на префлопе, на остальных улицах вы будете в полной растерянности.

– Объясни, что такое равновесие?

– Это основа GTO-стратегии. Они диктует, например, какие руки нужно разыгрывать с разных позиций. С помощью равновесия мы можем составить правильную стратегию, которая пригодится нам в большинстве спотов. Если играть близко к оптимальным значениям, оппоненты не смогут нас задавить, а наши действия почти всегда будут плюсовыми.

35453-1643908151.jpg

– Приведи пример GTO-анализа для префлопа.

– Самый простой – выбор стартовых рук в зависимости от позиции. За 9-макс столом с UTG мы открываем примерно 15%, потому что за нами еще 8 человек. А после баттона остаются только блайнды, к тому же на всех улицах мы будем в позиции, поэтому диапазон открытия увеличится до 50-55%. Это и есть равновесие.

Но если на блайндах сидят очень слабые и пассивные игроки, можно открывать даже 80% рук. И наоборот, против неуступчивых и агрессивных соперников можно спуститься до 40-45%. Сначала мы учим основы GTO, а потом делаем подстройки в зависимости от соперников.

– Можешь привести какие-то примеры из своей практики?

– Расскажу раздачу, в которой я недавно вылетел в поздней стадии из турнира Мировой серии. Я открылся из UTG с десятками, тайтовый игрок на HJ поставил 3-бет. Я запушил и не усилился против его валетов.

У меня было около 30BB, и по GTO это совершенно стандартный спот. Но мне все-таки стоило подумать чуть дольше. В турнире была хорошая структура, а за столом оставались слабые игроки, которые могут подарить стек. В такой ситуации, наверное, лучше сыграть коллом на префлопе или вообще выбросить.

В онлайне я бы не думал ни секунды, это простейший пуш. Но в живом турнире против тайтового оппонента, стоило все же выбросить. Друзья тоже подтвердили, что это пас. Терпение за покерным столом никогда не бывает лишним.

– То есть ты ошибся, потому что не подстроился под офлайн и не учел тайтовость соперника?

– Да, явно ошибся. Обычно я лучше подстраиваюсь под оппонентов. Например, против сверхагрессивного соперника, который постоянно 3-бетит, там можно было бы запушить даже шестерки.

– Расскажи про начало своей карьеры.

– Я всегда любил игры, в 14 лет увлекся шахматами. Даже два года подряд становился чемпионом школы. Потом долго играл в Magic: The Gathering, многие скиллы оттуда пригодились в покере. В покер начал играть в 2009-м в колледже и сразу влюбился в игру.

– А когда узнал про GTO?

– В 2013-м я бросил работу и стал играть в покер профессионально. Сосредоточился на кэше в офлайне, но летом 2014-го из-за плохого банкролл-менеджмента все проиграл. Нашел бэкеров на турниры за $5-10 в онлайне. В первые три месяца посмотрел больше 200 обучающих видео и за полгода поднялся на ABI 20, где сразу начал играть в плюс.

Потом получил возможность взять пару уроков у одного из сильнейших игроков в онлайне – Джона «apestyles» Ван Флита. По образованию я физик и всегда был сторонником математического подхода в покере. Однажды зашла речь про GTO. Джон спросил, слышал ли я когда-нибудь про эту теорию. Естественно, я был знаком с теорией игр, но как она применима в покере даже не представлял. Мы с Джоном подружились, и он пригласил меня в свою школу. Он каждую неделю устраивал занятия по GTO, а на уроках присутствовали всем известные звезды покера – Стивен Чидвик, Элио Фокс, Дилан Линде и Мартин Козлов.

– А как ты сам стал автором книги?

– Агентство, с которым я сейчас сотрудничаю, искало авторов по GTO. На меня они вышли через Джона Литтла, который тоже публикуется у них.

Патрик Антониус недавно рассказал, что остался очень доволен вашим сотрудничеством. Можешь рассказать, над чем вы работали?

– Патрик обратился ко мне пару лет назад. Он хотел улучшить свою игру и искал человека, который помог бы ему разобраться в GTO. Патрик на протяжении всей карьеры разрывал хайстейкс, но сейчас все сильнейшие игроки постоянно работают над игрой.

35452-1643908141.jpg

– Про солверы сегодня говорят все топ-игроки. Я тоже немного поработал в софте, это действительно помогло мне улучшить префлоп, но мой мозг чуть не взорвался.

– Так и должно быть. Большинство игроков не представляют, какие диапазоны разыгрывать из разных позиций, не разбираются в других важных элементах игры. Что делать со стеком 25BB на хайджеке? Какие руки открывать? Как реагировать, когда баттон или блайнды ставят 3-бет? С какими руками выставляться? Как на наши решения влияют стеки? Все это нужно учитывать, и в первое время действительно можно растеряться от количества информации.

– Задам глупый вопрос. Учитывая твои познания в теории, разве ты не должен уже давно стать новой суперзвездой?

– Это очень интересный вопрос. Я очень люблю покер, но заниматься теорией мне нравится гораздо больше, чем играть. Я сыграл тысячи турниров в онлайне, но все еще считаю себя новичком. Переход в профессионалы дался мне очень непросто. У меня были огромные проблемы с тильтом и банкролл-менеджментома. Я играю профессионально всего 7 лет, а многие хайроллеры как минимум в два раза дольше.

Но я очень успешен в онлайне, мои ученики тоже показывают отличные результаты. За последние два года три моих игрока выиграли браслеты WSOP. Все это придает мне мотивации и самому играть еще больше!

35454-1643908161.jpg

– За последние 10 лет в покере серьезно повысилась конкуренция, потому что стратегия сильно продвинулась вперед. Игра стала более сложной и роботизированной. Ты не боишься, что со временем покер окончательно решат, и это приведет к тому, что выигрывать станет невозможно?

– Некоторые форматы уже умерли – хедз-ап SNG и кэш. 6-макс кэш и обычные SNG тоже переживают не лучшие времена. Но MTT еще долго будут выгодными из-за своей многогранности. А офлайн, вероятно, вообще никогда не умрет.

Можно провести параллели с шахматами. Компьютеры уже много лет обыгрывают человека, но шахматы сохраняют популярность и по всему миру проходят крупные турниры.

Если у покера есть какие-то преимущества перед шахматами – это волнение и возбуждение, которое испытывает игрок за столом. Причины могут быть разными – сильная комбинация, крупный блеф или занос крупного турнира. Эти элементы не исчезнут никогда, какими бы сложными ни стали поля. А самая важная составляющая покера – кто угодно имеет шанс выиграть в отдельном турнире или сессии. Любитель может бросить вызов чемпиону мира, а потом до конца жизни об этом рассказывать.