Один мой знакомый прочитал «Анну Каренину», ожидая хороших карт в турнирах и сбрасывая мусор. Другой подгадывал так, чтобы игра в покер приходилась на время выполнения домашних дел – стирки, уборки. Третий во время турниров готовил – есть-то за 3-4 часа точно захочется. Четвертый смотрел за покером матчи НХЛ, благо они часто начинаются тогда же, когда и большие турниры.

Мне кажется, что для новичков это самая правильная стратегия – агрессивно разыгрывать хорошие руки и сбрасывать мусор, ограничивая количество творческих розыгрышей, а уж тем более чистых блефов. Впрочем, эта колонка не про стратегию, она – про скуку.

Когда сидишь дома за компьютером, найти себе развлечение довольно легко – помимо домашних дел, спортивных матчей и книжек, есть еще гора всего: от любимых сериалов до любимых людей, с которыми всегда можно поболтать во время постоянных 58 или J2. Другое дело за живым столом с друзьями, когда бывает, что карта не заходит в течение часа или полутора. Конечно, на встречи с друзьями приходишь не только поиграть в покер, но и пообщаться, однако если постоянно скидывать карты, то даже общение получается скучным, это я много раз замечал.

В прошлое воскресенье был как раз такой случай. Стол был на восемь человек, среди них оказалось два ультралузовых агрессивных игрока, так что заходить имело смысл только с хорошими руками. Я ждал, мой сосед справа ждал, ультралузовые игроки доминировали в большей части раздач, проигрывали олл-ины оппонентам с карманными королями, в общем, все было очень предсказуемо. Для игры, в которой стремишься выиграть много денег, это, наверное, очень удобно. Для игры-развлечения с друзьями – очень уж скучно.

И тут тот самый сосед справа предложил мне сыграть в «лудоманку», свежее изобретение моих друзей. Смысл игры прост до неприличия – оппоненты выбирают себе карты (например, тройки, восьмерки, дамы) и, параллельно покеру, смотрят за тем, что выходит на флопе, терне и ривере. Если на столе появляется загаданная карта – оппонент отдает выигравшему два больших блайнда. Если две – семь больших блайндов. Если три – тридцать.

Я согласился поиграть, думая, что лудоманка вряд ли отвлечет меня от покера. Я загадал валетов, мой оппонент – семерки. На первом же флопе после начала лудоманки я отдал два больших блайнда, так как вышла семерка. В следующей раздаче – семь; одна семерка вышла на флопе, другая на терне. Потом что-то выиграл. Игра стала интереснее.

Увидев копошение в нашем углу, несколько человек заинтересовались, что это мы там делаем. Вскоре к нам присоединились оба ультралузовых игрока – один взял тузов, другой дам. В лудоманку начали играть четыре человека, половина стола.

Сначала все вроде бы шло как прежде, только фишки стали летать над столом в броуновском движении – практически на любом флопе были семерки, валеты, дамы или тузы, а это приводило к сложной системе взаиморасчетов между теми игроками, которым выпали карты на доске. Постепенно лудоманка стала отвлекать на себя все больше внимания, а возможность неплохого выигрыша (если бы на доске оказались три валета, я собрал бы 90 больших блайндов, по 30 с каждого из оппонентов) заставила подкорректировать базовую покерную стратегию. Когда был риск, что раздача закончится до флопа, я стал заходить в игру просто, чтобы посмотреть вышедшие карты.

Апогея лудоманка достигла в одной из раздач, когда на флопе вышла одна семерка, на терне другая, на ривере – третья. Мой оппонент справа получил 90 блайндов, и эта была сумма, раза в два превзошедшая основной банк. На терне, когда он думал, сбрасывать ему на маленький рейз или оставаться в игре с гатшотом и младшей парой против одного оппонента, он принимал решение, ориентируясь и на два дополнительных аута – если бы он сбросил, мы бы не увидели ривер, и мой оппонент ограничился сбором 21 блайнда выигрыша в лудоманку. Так забава, придуманная как лечение от скуки за столом, стала доминировать в нашей игре.

Обсуждение за столом касалось только лудоманки, даже интересные раздачи отошли на второй план. В самом деле, какую карту выгоднее брать? Казалось бы, шансы всех карт на выход на доске равны, но это так лишь отчасти: на флопе это безусловно так, а вот дальше возможны варианты, ведь постфлопа может и не быть. Зависит ли вероятность просмотра терна и ривера от текстуры флопа? Ответом на этот вопрос мы по большей части и занимались (как теоретически, так и практически), однако колонка, опять же, не об этом.

Колонка вот о чем. После нескольких крупных выигрышей в лудоманку стало понятно, что играть в нее и размышлять о действиях оппонентов в покере – невозможно. Азарт перекрывал способность к рациональному мышлению. Если в лудоманку играют два человека из восьми – это их проблемы. Если четыре – это уже проблемы всего стола, потому что в таком случае сама игра в покер разваливается.

И все же мне кажется, что оппонент, предложивший мне сыграть в лудоманку, имел свой резон. Порезвившись с час в лудоманку, мы поняли, что она убивает покер, и отказались от нее. На первый взгляд, все вернулось на круги своя, но ситуация за столом кардинально изменилась. Один из двух ультралузовых игроков много проиграл в лудоманку и ушел в тильт, мы с оппонентом справа повеселели, раскрепостились и стали заходить в большее количество раздач. Даже те, кто не принимал участие в лудоманке, стали играть более разнообразно. Интерес к покеру вновь появился – одно нестандартное решение следовало за другим, в конце концов мы сыграли несколько интересных раздач, которые ожесточенно обсуждали пару-тройку дней после того воскресенья.

Лудоманка сначала убила покер, а потом его спасла, и я уже не уверен, что точно откажусь, если мне предложат сыграть в нее в следующий раз.