– Привет, Миша! Расскажи, когда и почему к тебе пришла идея начать стримить свою игру?

– Это было так давно, что уже кажется неправдой. Судя по папке, в которую OBS (программа для стриминга – прим. ред.) пишет все стримы, первые попытки у меня были еще года два назад. Не помню, что именно меня тогда заставило это сделать. Регулярно стримить я начал год назад – это можно считать отправной точкой, возвращение из Франции, начало июня... Или конец, точно не помню уже.

Как только я начал стримить регулярно, я заметил, что стримы решают одну из основных моих проблем – как и многим профессиональным покеристам, мне стало скучно изо дня в день играть на постоянной основе. Со стримами в мою жизнь хлынула новая волна впечатлений и эмоций. Помимо того, что это было действительно интересно, я чувствовал, что в долгосрочной перспективе это также может дать мне и конкурентное преимущество.

– Видимо, повлияло и то, что после отпуска во Франции было особенно тяжело садиться за онлайн-гринд?

– Думаю, больше повлияло то, что я переехал работать в офис. Тут дело даже не в том, что мне там никто не мешает, а в рабочей этике – если приперся в офис в 9 утра и сел работать, уже не очень сподручно закрывать столы, как только выиграл полторы тысячи долларов. А дома, когда семья под боком, у меня постоянно такое было – вроде денег выиграл, можно и отдохнуть уже. В общем, начала такая лень закрадываться со всех сторон, а я со своей стороны начал пытаться ее истребить. Стримы и офис – это как раз такие орудия, направленные на борьбу с рутиной и ленью.

– В онлайн-покере мы празднуем доезды и переезды, сидя у монитора в одиночестве. Стримы это изменили?

– Да, у меня всегда были проблемы с тем, что онлайн-покер – асоциальная игра. Часто завидовал друзьям в отпусках, когда у них разрывались телефоны от рабочих контактов, а я сидел один, никому не нужный. И действительно, в офисе, когда уже и семья вокруг тебя не вьется, ты совсем, как отшельник, сидишь и кнопочки нажимаешь. В этом плане стримы очень помогают, люди в чате уже как друзья, которые приходят и болеют за тебя каждый день. Это очень здорово исправляет ситуацию с социальной составляющей этой работы.

– Расскажи, как менялись твои стримы со временем? Какие были ошибки в начале, как ты развивался?

– Это сложный процесс, который до сих пор идет. Изначально у меня не было бизнес-интереса в этих стримах, я понимал, что деньги, которые я могу на них зарабатывать – копеечные в сравнении с доходом от игры. Со временем начали появляться перспективы, которые позволяют более серьезно рассматривать это направление. Если в начале меня смотрели 300 человек, то сейчас 1,000-1,500. Этот уровень уже позволяет зарабатывать ощутимые деньги.

– Откуда? От донатов? Подарки от зрителей?

– Донаты составляют довольно малую часть – никто не хочет дарить деньги человеку, который разыгрывает за столами по тысяче долларов в минуту. В основном это партнерская программа твича – платные подписчики и реклама.

Во всех направлениях, которыми я увлекаюсь, я стараюсь зарабатывать ачивки. Взять тот же форум GipsyTeam – ни для кого не секрет, что набирать плюсики мне всегда было интересно. На твиче этих ачивок тоже много – те же платные подписчики мне важны не только ради денег, для меня это как игровые очки. С опытом приходит понимание, как лучше работать с аудиторией. Например, на твиче важна регулярность стримов. Раньше люди удивлялись, что я начал стримить, а теперь удивляются, если в обычное время стрима нет. Со всех сторон начинают сыпаться вопросы: «Где стрим?»

Еще важна работа с контентом: оформление стрима и так далее. У меня изначально была огромная фора в этом плане – я мог не быть веселым и харизматичным, достаточно было того, что я регулярно стримил игру с тех лимитов, которые играю. Насколько я знаю, больше никто этого постоянно не делает – не только на русском языке, но и вообще в мире. Вначале я кокетничал, играл NL100 на отдельном столе, а свои лимиты не показывал, но сейчас уже стримлю все вплоть до NL5000. Поэтому мне достаточно было создать более-менее приятное оформление стрима и научиться хотя бы что-то говорить.

– У кого ты учился? Как создавал свой формат вещания?

– Если суммировать все время, которое я потратил на просмотр чужих стримов, наберется часа два. И то один час из этих двух – стрим Адриана Феникса, такой англоязычный стример, который сейчас уже стримит довольно редко, по-моему. Я рандомно открыл твич и увидел, как он сидит у себя в Колумбии, бухой в несознанку, и слушает музыку в компании девушки легкого поведения. Это длилось около часа. Не знаю, почему я это смотрел.

Мои стримы изначально были нацелены на любителей, поэтому мне не хотелось видеть в них HUD. Я понял, что это сильно убыточно – и не потому, что мне жалко эти циферки людям показывать, а потому что это просто отпугивает. Если бы я пошел смотреть «Доту» и увидел, что у человека там все засыпано циферками, мне было бы не очень интересно на это смотреть, потому что я и так в «Доте» особо ничего не понимаю.

Хотелось, чтобы все выглядело красиво, не просто захват рабочего стола со всеми этими висящими ярлыками. Я сначала даже пытался договориться о том, чтобы мне сделали красивый фирменный стиль, но в итоге мой внутренний еврей победил, и лэйаут я сам сваял в фотошопе.

– Сколько с тебя хотели взять за лэйаут?

– Цена была в районе 600-700 долларов за полное оформление. Это не много, но мне тогда твич приносил 100 долларов в месяц, а я всегда говорю, что для стримов у меня отдельный банкролл. Не хочу вкладывать туда лишние деньги. То есть у меня нет менеджера по планированию и стратегии по захвату покерной индустрии на твиче. Все по чуечке. Сделал себе миловидное оформление, чтобы на стриме был максимум полезной информации и минимум мусора.

– Насколько активно следишь за чатом? Можешь назвать любимых зрителей?

– За покерным чатом следить несложно по сравнению с той же «Дотой». К тому же, у меня довольно жесткие правила – я стараюсь пресекать ненужный флуд и бессодержательные посты. Под конец сессии могу, конечно, начать отвлекаться, или когда много экшена, я прямо говорю, что чат не читаю, но в целом стараюсь читать и реагировать на все вопросы, потому что это все-таки основная фишка твича – интерактив, люди приходят именно за этим.

По никам, думаю, если меня посадить с листочком, смогу вспомнить примерно 150 постоянных зрителей.

– Передашь привет пяти любимым?

– Нет, конечно, не хочу обидеть тех, кого не успею упомянуть. Но они и так все знают. У нас есть чат для платных подписчиков, недавно у меня даже состоялась встреча вживую с одним из постоянных зрителей. Мы с друзьями ездили к нему в Карелию. Чтобы сломать стереотипы о подписчиках, могу сказать, что ему больше 40 лет, двое детей, старшей дочери только что исполнился 21 год. Он не играет в покер профессионально, в основном на плеймани, но подписан на канал уже больше полугода, смотрит стримы почти каждый день.

– Профессионалов среди подписчиков у тебя тоже наверняка хватает. Видимо, NL100 ты вначале добавлял не только из-за кокетства, но и чтобы не показывать соперникам свою игру?

– Да, раньше я следил за тем, чтобы за столами не было моих регулярных оппонентов, но сейчас уже бывают рассуждения по стратегии принимаемых решений на уровне ВОДов. Какие-то +EV моменты мои соперники, конечно, из этих стримов могут извлечь, если будут их внимательно смотреть и конспектировать в тетрадочку, но... Во-первых, это будет жутко неоптимальная трата времени. В наше время есть миллион способов потратить его более эффективно, чем сидеть и смотреть на игру одного твоего оппонента. Прибыль, которую это может принести, несравнима с временными затратами.

А во-вторых, покерная стратегия сегодня – это уже не такой секрет, как в 2007 году, когда выяснилось, что с баттона можно открывать 100% рук, потому что никто не умеет защищать блайнды. Если ты знал этот секретик, то показывать его в своем ВОДе или стриме было сильно минусово, потому что он бы распространился по полю гораздо быстрее. Сейчас покер находится совсем в другом состоянии. Сегодня можно оправдать любое действие, которое укладывается в частотно-вероятностную парадигму. Например, какой-нибудь 4-бет на префлопе с K3s, возможно, будет оптимальным с частотой 3%. Ну, кто-то увидел, что я его сделал. И что? Им же это не даст полную картину моей стратегии.

Единственное исключение – раздачи с NL5k, оттуда я показываю только развязки раздач, которые уже сыграны. Сам не знаю, почему так, это что-то потустороннее. Может, потому что для меня это самый высокий и волнительный лимит.

– Игра в прямом эфире повышает концентрацию? Ведь в отличие от обычной сессии, на стримах ты не позволяешь себе отвлекаться на мессенджеры и прочее?

– Стримы, конечно же, идут во вред качеству игры. Из них извлекается определенное +EV в целом для покерных результатов, но дело не в уровне игры, потому что это огромный минус для концентрации. Если бы не стримы, я бы с завтрашнего дня начал показывать гораздо лучший покер в среднем, но была бы другая проблема – я бы показывал его гораздо менее продолжительное время.

– Потому что было бы проще закрыть сессию?

– Да. Если сравнивать год со стримами и без них, мои результаты улучшились в два раза. Это произошло исключительно из-за того, что я гораздо дольше играю, когда нахожусь в хорошей форме. Мое качество игры сильно зависит от того, как мне заходит. Если плохо, то я легко впадаю в тильт и начинаю принимать плохие решения, причем могу в этом состоянии играть бесконечно. Если бы не Tilt Breaker, наверняка так бы и делал.

Когда все складывалось хорошо и удавалось заработать 3 тысячи, я закрывал столы и шел отмечать это дело с семьей. Поэтому до того, как я начал стримить, у меня вообще не было сессий с пятизначным профитом, а сейчас их уже 7-8 или даже больше. Я просто дольше играю в хорошем состоянии, а разница в уровнях игры в разных состояниях у меня, возможно, одна из самых больших среди профессиональных игроков на моих лимитах.

– Но на стриме игра в плохом состоянии, видимо, не так разрушительна, как без него, когда ты можешь позволить себе уйти в адский тильт. Игра перед зрителями помогает с юмором относиться к неудачам?

– Нет.

– Ха-ха. Поэтому у тебя и лучшие клипы на стримах!

– Да, к сожалению, стримы меня совершенно не тормозят. Стол проломить я могу как без стрима, так и в прямом эфире, без разницы.

– Что вообще нужно для того, чтобы начать стримить? Лэйаут, как мы выяснили, можно сделать за 600 долларов, а можно и самому в фотошопе...

– Еще можно скачать – есть много бесплатных лэйаутов, которые подойдут начинающему стримеру. Это просто картинка с дырками для стола, чата и других элементов, чтобы изображение выглядело цельным.

– Кроме основных элементов есть ведь еще куча всего – результаты сессии, названия музыкальных треков... Для этого тоже есть какой-то специальный софт?

– Основная программа для стримерства – это OBS, а для нее уже есть куча плагинов, каждый из которых выполняет свою функцию. Перед тем, как запустить покер-рум, я запускаю, наверное, программ пять – одна объединяет чат GipsyTeam и твича, другая выводит статистику сессии в текстовый файл, который подключен к OBS, еще одна отображает продолжительность стрима и количество зрителей. Все это гуглится, но процесс начальной настройки, чтобы все работало и выглядело красиво, достаточно трудоемкий.

– По софту ясно, а по формату что посоветуешь новичкам?

– Мне кажется, важнее всего найти свою нишу, чтобы не быть еще одним стримером в толпе таких же, как ты. Кто-то много говорит и шутит, кто-то нокаутирует себя в прямом эфире... Чтобы откусить свой кусочек аудитории, нужно предложить людям то, что не предлагают другие. Если у вас есть деньги – играйте хайстейкс, аудитория найдется моментально.