Тема протеста против повышения комиссии за игру, форсированного владельцами PokerStars с 1 января этого года, быстро стала одной из самых популярных на нашем форуме. Менее чем за месяц она разрослась на 75 страниц и набрала более 250,000 просмотров. На сайте протеста на момент написания этой новости зарегистрировались 770 человек. Параллельный протест на сайте Tiltbook объединил более 1,500 человек, хотя из-за отсутствия верификации подписавшихся реальное число активистов там ниже.

Мы неоднократно писали о том, почему профессиональные игроки в покер столь негативно восприняли новость о смене курса, предпринятой компанией Amaya – владельцами брендов PokerStars и Full Tilt Poker. Сошлёмся на тексты Сэма Графтона и Александра Грищука, с мнением которых согласны многие их коллеги. А в начале нового года не продлил спонсорский контракт с PokerStars сильнейший игрок их команды онлайн-профессионалов Айзек Хэкстон. О причинах этого решения и мнении Хэкстона о новой стратегии компании мы подробно расскажем завтра в отдельном материале.

Минувшей ночью Айзек Хэкстон стал гостем подкаста Джо Инграма

Протест 1-7 января, по замыслу его организаторов, является первым шагом в трёхступенчатой системе.

Шаг 1. Недельный протест 1-7 января, сопряжённый с выводом 10% банкролла.
Шаг 2. Десятидневный протест 1-10 февраля, сопряжённый с выводом 20% банкролла.
Шаг 3. Месячный протест, как только наберется 5,000 человек, готовых на месяц полностью прекратить игру в румах Amaya. Возможность продления срока бойкота путём общего голосования.

Требования протестующих: все игровые изменения были согласованы с представителями совета онлайн-игроков. В совет будут входить уважаемые игроки из разных стран и дисциплин, выбранные на сайте голосованием. Последние изменения, касающиеся модификации VIP-системы, должны быть отменены как не согласованные с игроками.

Эффективность протесту должна обеспечить трудная экономическая ситуация, в которую попали владельцы рума. Активные протесты игроков, по мнению организаторов, могут стать той самой соломинкой, которая сломает спину верблюда.

Как только мы набираем 5,000 игроков, мы начинаем активную забастовку... Цифра в 5,000 игроков взята исходя из нашего анализа статистических данных. 5,000 активных игроков, 2,500 из которых имеют статус не ниже суперновы, создают не меньше 15% чистого рейка (рейк минус рейкбэк). Понизив рейк на такую сумму, нам удастся снизить EBITDA на 25%, а соотношение долгов к EBITDA увеличить с тяжёлой цифры в 6.6 до критической около 10.

Почему такое соотношение будет критическим? Отвечает Михаил «Khishtaki» Мун:

– Дело не в самой круглой цифре (хотя она тоже имеет некое психологическое значение). Дело просто в том, что показатель EBITDA – это собственно и есть способность предприятия генерировать прибыль до налогов и уплаты процентов. Дальше из этой цифры выплачиваются проценты по кредитам, налоги, начисляется амортизация – и то, что остаётся, уже является чистой прибылью. Естественно, когда кто-то берёт в долг под бизнес-план, он собирается зарабатывать достаточно, чтобы из этой самой ЕБИТДЫ и платить проценты, и чтобы оставалась чистая прибыль, которой он сможет гасить само тело долга (там могут быть аннуитетные нюансы, но это не столь важно, я прошу не ловить меня на неточностях, потому что я пренебрегаю маловажными деталями, чтобы было понятнее широкой публике). Так вот, допустим, у нас кредиты под 6% годовых и отношение долга к EBITDA 15. Тогда 90% (15 * 0,06) нашей ЕБИТДЫ уйдёт только на выплату процентов по долгам. Ещё, например, 10% уйдёт на налоги. Всё, чистой прибыли нет, долги отдавать не с чего. А компания, которая не отдаёт долги – банкротится.

В заявленном плане стояли и примерные ориентиры по количеству протестующих. В частности, предпогалалось, что в январском протесте примут участие 3,500 человек. Этого не произошло. О причинах рассказывает Иван «AlexOm», генеральный директор MacroPoker, MTTMarket, 2CardsCollege.

Я как организатор допустил ошибку (заранее скажу, что вполне поправимую и, увы, на тот момент неизбежную): переоценил радикальность сообщества, особенно западной его части. Эфир Форхейли, поддержка Феруэлла и зарубежных топрегов, активное освещение событий на GipsyTeam и Pokeroff, протест Tiltbook, на который подписалось около 1,200 человек, и который изначально позиционировался как бессрочный, создали в сообществе (не только у меня) ощущение эйфории. Казалось, что люди уже готовы выходить на площади с оружием в руках, и собрать всех – дело несложной техники.

...Что последовало дальше – вы знаете. На Тильтбуке достаточно быстро пошли разговоры о том, что надо бы сократить протест до месяца (потом – до двух недель, и в итоге вышла неделя), зарубежные топы заняли позицию «давайте подождём встречи с Баазовым и не будем злить Амайю», а наше сообщество хоть и отреагировало достаточно живо по сравнению с зарубежными коллегами, но пока не дало ожидаемых 2-3 тысяч участников, увидев пассивность последних.

Встреча Дани «Ansky» Стерна (а также, возможно, Айзека Хэкстона) с Давидом Баазовым и Даниэлем Негреану намечена на 18 января.

Нельзя сказать, что протестное движение полностью застыло в ожидании вестей. Включились в протест Гарик Ярошевский и Михаил Петров, обращения к сообществу записали другие известные МТТ-игроки – Андрей «Angier» Патейчук и Андрей «TylerRM» Стрельцов.

И всё же темпы роста числа зарегистрированных участников акции на сайте Wearepokerplayers заметно уступают энтузиазму декабря. Задача довести количество регистраций хотя бы до тысячи ко дню встречи представителей игроков с руководством Amaya выглядит сегодня достаточно сложной.

Посмотрим, однако, чего удалось добиться сообществу за неделю протеста с трёхзначным числом участников.

Аналитика протеста 1-7 января

Данные первой недели января сравнивались со средним значением десяти аналогичных периодов времени, начиная с 23 октября, с учётом фактора сезонности. Информация подготовлена аналитической командой сайта Macropoker.

География

Если взять 63 страны, охватывающие 98.5% всего трафика на Pokerstars в МТТ и SNG, то снижение трафика составило 13.9%. В декабре это значение составило 11.5%.

Наибольшее снижение произошло в Коста-Рике (63.5%), Мальте (54.8%) и Уругвае (52.1%). В странах бывшего СССР картина следующая:

Россия: 29.9%
Украина: 26.8%
Беларусь: 31.3%
Азербайджан: 33.7%
Казахстан: 4.8%
Литва: 12.4%
Латвия: 7.9%
Молдова: 4.4%
Узбекистан: 2.1%
Эстония: 17.5%

Также большое падение (свыше 20%) трафика показали:

Аргентина 20.8%
Чехия 30.7% (падение в стране создателей агитировавшего за протест Tiltbook ровно такое же, как и в русскоязычном комьюнити)
Венгрия 22.3%
Япония 21.2%
Мексика 21.4%
Сербия 31.2%
Тайвань 25.5%

Рост трафика (на 10% и выше) показали следующие страны:

Швейцария 12.5%
Кипр 40.5%
Дания и Новая Зеландия (чуть меньше 10%)
Эквадор 30.7%
Гонконг 13.2%
Швеция и Вьетнам по 18.5%

Бай-ины и дисциплины

На бай-инах до $15 снижения трафика ни в МТТ, ни в SNG не было.

На бай-инах от $15 до $100 снижения трафика в МТТ не было, в SNG он упал на 17%.

На бай-инах от $100 и выше снижение трафика составило 5% в МТТ и 35% в SNG.

В спинах до $15 снижения трафика не наблюдалось. Начиная с $30, картина следующая:

$30 – падение на 7.6%,
$60 – падение на 22.6%,
$100 – падение на 21.1%.

В HU SNG снижение было только в турбо (на 10%) и регулярных (в 2 раза) турнирах на самых высоких лимитах.

6-max SNG забастовка затронула гораздо больше: на низких и средних лимитах трафик сократился на треть. Трафик же в турбо- и гипертурботурнирах на лимитах 100+ упал в 5-6 раз. Можно сказать, что игра в турботурнирах на высоких лимитах прекратилась – прошло всего 77 турниров за неделю.

Что касается 9-max SNG, то низкие лимиты забастовка не затронула, на лимитах $30+ объемы игры упали в 3 раза (турботурниры) и 1.8 раза (гипертурбо).

Схожая картина и в 10-max SNG. Объем игры на 30+ лимитах сократился на 35%.

В многостоловых SNG снижения трафика не было.

Кэш-игра

Проводился мониторинг количества игроков за столами для кэш-игры. Данные первой недели января сравнивали с двумя отрезками в середине и конце декабря.

В зуме до NL50 влияния забастовки не было.

В зуме NL100 и выше снижение трафика составило 26-29%.

На обычных кэш-столах ситуация похожая: до NL25 трафик остался прежним, на лимитах $0.25/$0.50 – $1.00/$2.00 снижение трафика в холдеме составило 24%, в омахе – 14%.

Наибольшее снижение числа игроков произошло на NL400 и выше – на 30.2%.

Оценка ущерба для PokerStars

Падение рейка в SNG за неделю составило $665k, из них 20% на средних лимитах и 80% на высоких.

В МТТ снижения собранного рейка не зафиксировано. По сравнению с предыдущими неделями есть некоторое снижение на высоких лимитах, но оно произошло из-за юбилейного Sunday Million: если этот турнир исключить, то падения рейка не наблюдается совсем.

В Spin&Go снижение собранного рейка составило $318k, которые распределились следующим образом:

$30 – $38k – 12%
$60 – $88.5k – 27.8%
$100 – $191.5k – 60.2%

На более низких лимитах значимого падения не наблюдалось.

Что касается кэша, то снижение трафика на средних и высоких лимитах составило от 25% до 30% в холдеме и 15-25% в омахе. Это составляет примерно 15% от общего количества собираемого рейка во всех кэш-играх.

Снижение собранного рейка в кэше можно оценить как $1.15 миллиона долларов, если допустить, что кэш составляет 55% всего трафика (ранее полученные данные). Схожая оценка получается и если считать объем трафика через среднее число активных столов по различным лимитам, учитывая число играемых рук.

В этот раз доля супернов и суперновэлит среди бастовавших была очень велика (около 30%, если судить по wearepokerplayers.com). Падение трафика происходило в рейкоемких дисциплинах, где регуляр почти всегда является минимум суперновой. Поэтому средний рейкбек бастовавших, как и в декабре, можно оценить в 35%.

Итого потери от несобранного рейка Pokerstars за 7 дней забастовки = ($1,150k + $665k + $318k) * 65% = $1,386k, то есть в два раза больше, чем в декабре. Однако потери Pokerstars в пересчете на один день забастовки в январе на 10-15 процентных пунктов ниже, чем в декабре.

AYA

Акции компании Amaya в последнее время стабильно падают.

О причинах подобной реакции рынка рассуждает Михаил Мун.

– Акции падают, потому что у Амайи вообще всё плохо. Они были слишком переоценены. Факторы падения – и завышенная цена акций, и существенные риски банкротства, и пересмотренные в сторону понижения прогнозы будущих доходов, ну и, естественно, огромные юридические риски, связанные с иском Кентукки.

(Cуд штата Кентукки в ноябре назначил PokerStars штраф в $290 млн за ведение дел с резидентами этого штата в период с 2006 по 2011 годы. Иск стал возможен благодаря закону XIX века, который позволяет третьим лицам претендовать на деньги, проигранные резидентами штата в незаконных азартных играх, в случае если сами проигравшие не обратятся в органы власти в течение шести месяцев. Тот же закон позволяет требовать возмещения в тройном размере, и в конце декабря судья Томас Уингейт увеличил сумму иска до $870 млн – ред.)

При этом, если на таком фоне ещё и нашёлся какой-то активный и вникший в проблему хеджевый фонд, который зашортил бумаги и теперь мочит рынок, используя все доступные ему инструменты, то это может ещё усугублять ситуацию. Ну и главное – то, чего мы не знаем и не узнаем никогда: какие ковенанты зашиты в условия кредитного договора. Косвенно можно предположить, что, поскольку уже зарегистрирована дополнительная эмиссия объёмом в 3 млрд долларов, это может означать, что при невыполнении ковенант долг может быть конвертирован в акции, что фактически должно означать, что в момент конвертации стоимость текущих акций будет равна нулю (фактическое банкротство без применения процедуры банкротства) и 100% капитала Амайи станет принадлежать её текущим кредиторам.

Насколько серьёзен судебный иск, оценивать не возьмусь. Это может быть всё что угодно в диапазоне от «полная фигня, прокурор и судья штата пиарятся, в высшей инстанции этот абсурдный иск будет опрокинут на раз-два» до «всё, туши свет, сливай воду». Судя по текущему поведению акций Амайи, пока что акционеры думают ближе к первому полюсу, а не ко второму, поскольку понятно, что выплата почти ярда в виде штрафа, притом только по одному штату – это фактически полное банкротство. Лично я мнения на данный счёт не имею и иметь не могу, я не юрист.

Иван «AlexOm» предположил наиболее вероятный сценарий встречи игроков с руководством PokerStars и высказался о перспективах продолжения борьбы:

– В данный момент Бен Сульски выбыл из числа активистов протеста, и ожидать его включения можно лишь на поздней стадии, когда в протест запишется хотя бы 3,000 человек.

Что касается остальных регов, то мы общаемся много с кем, но большинство хотят дождаться результатов встречи 18 января, прежде чем приступать к каким-либо активным действиям. Я не очень понимаю, почему – лично я не жду от этой встречи ничего хорошего.

О встрече известно немного. Внятной повестки не будет. Баазов явно не хочет видеть на этой встрече Айзека Хэкстона и препочитает общаться с куда более мягким Стерном, ещё и в компании Негреану. Удастся ли протащить на неё Айка – большой вопрос.

Изначально Стерн будет выходить на встречу с понятным требованием: отменить изменения в VIP-программе, пересмотреть рейк-политику во всех играх, где процент выигрывающих игроков невелик, и организовать регулярные открытые встречи с игроками.

Цель Баазова также вполне понятна: нейтрализовать лидеров протеста, загрузив их бессмысленными обещаниями и тоннами лапши про заботу об экологии. Вероятно, он заставит Ански подписать NDA, а потом попробует загрузить нереалистичными обещаниями. Может быть, даже будут обещаны реальные, но небольшие и временные уступки, в надежде, что Ански представит их как большой успех коммьюнити.

Поэтому все надежды, которые я связываю с этой встречей, лежат в области того, что Ански не проглотит чушь, которой его непременно попытаются накормить, и не возьмет на себя полномочия глотать эту чепуху от имени сообщества. Ну и что после встречи зарубежные регуляры станут действовать активнее. К сожалению, сейчас нам часто приходится ждать ответа от них по 2-3 дня.

К сожалению, планируемая встреча делает невозможным активное продвижение протеста в международном сообществе. Вместе с тем, мы не расслабляемся. Сейчас мы начали выходить на всех зарубежных игроков, которые подписались на wearepokerplayers.com, и понемногу выстраивать отношения, чтобы 19-20 числа мы были готовы начать активные действия, даже если встреча с Баазовым пройдет по негативному сценарию.

Параллельно добираем голоса в нашем сообществе: план по русскоязычному коммьюнити выполнен на 50%. Это неплохо, учитывая то, что оставшаяся половина быстро наберётся, когда увидит активность зарубежных коллег, значительный прирост подписантов и обращения топрегов, но мы хотели бы добить количество подписавшихся до тысячи ешё перед встречей.

Мне не очень нравится, что протест стал восприниматься некоторыми читателями как «протест AlexOm’а и Khistaki». На самом деле это наш общий протест, и его успех зависит от меня едва ли больше, чем от читалелей. Я не смогу убедить участвовать намного больше людей, чем убедил к данному моменту, а вот вам вполне по силам привести в наше движение 10-20 своих знакомых.

Напоминаю, что в данный момент идёт конкурс агитаторов с благотворительными и алкогольными призами. Призываю всех не только регистрироваться в протесте, но и активно агитировать своих товарищей.

Один из последовательных критиков Amaya, топ-рег МТТ Стив О'Двайер, выиграл на Багамах однодневный турнир хайроллеров с бай-ином $50,000, получив за первое место $945k. Организаторы серии, принадлежащей PokerStars, запретили ему сниматься на награждении в «протестной» футболке. Реакция игрока:

Будем надеяться, что политика запретов всё-таки сменится реальным диалогом действительно заинтересованных друг в друге сторон...