– Привет, Даниэль, спасибо, что согласился.

– К своему старому приятелю Джейми Стейплсу я готов прийти в любой момент.

– Даже не верится, что я беру у тебя интервью. Уверен, что вообще не начал бы играть, если бы не ты. Помню, как подрабатывал официантом и мечтал поскорее закончить смену, чтобы почитать твою книгу Small Ball Poker. Так я научился разрывать $0.05/$0.1.

– А я помню, как восхищался тобой на самом старте карьеры. Ты начал стримить, когда был еще совсем неизвестным и постепенно увеличивал аудиторию. У того же Джейсона Сомервилля тоже было много зрителей, но он до этого уже играл дорогие турниры. А тебе просто понравился покер, ты начал стримить и стал известен благодаря тому, что тебя интересно смотреть.

– Мне повезло оказаться в правильное время в правильном месте, твич – замечательная платформа. А начать я хотел бы с покерного вопроса, который мне прислали в твиттере. Как думаешь, сегодня реально с нуля подняться по лимитам и стать профессионалом? Жива ли еще покерная мечта?

– Я думаю, жива. Безусловно. Но все зависит от целей. Вряд ли можно зайти в Bobby’s Room и сразу разорвать местных регуляров. Сесть на хайстейкс в онлайне и начать выигрывать, скорее всего, тоже не получится. Но если много трудиться и работать над игрой, я не вижу ни одной причиной, которая может помешать стать сильным игроком. В последние годы таких примеров меньше, но есть Али Имсирович, который успешно играет самые дорогие турниры. Алекс Фоксен чуть старше, но тоже подходит. Мечта все еще жива, просто сейчас недостаточно просто залогиниться, играть тайтово и ждать хорошие руки. В золотые времена каждый был уверен, что играет в плюс, сейчас для этого придется постараться.

– Да, сейчас уже не получится играть смоллболлом с 74o на СО. А как покер изменился за последние 10 лет?

– Если отвечать с технической стороны, то люди стали намного больше выбрасывать. Почему смоллболл был таким эффективным? Как ты и сказал, можно было разыгрывать 74o и на флопах 773 или 449 забирать весь стек у соперников с валетами. Сейчас так не получится, игроки стали гораздо умнее. Играть эти руки, особенно без позиции, уже невыгодно. Сейчас все потконтролят и вам просто не заплатят. А раньше соперник сделал бы огромную ставку на флопе, потом продолжил на терне и заплатил чек-рейз олл-ин на все фишки. Это первое значительное отличие.

Второе заключается в том, что всем стали доступны обучающие материалы, в том числе и благодаря твичу. Появился софт, сейчас стать хорошим игроком легче, чем когда-либо. Но проблема в том, что эти возможности доступны всем, поэтому просто стать хорошим игроком недостаточно. Нужно быть на голову сильнее остальных.

– Какие главные ошибки свойственны любителям, которые все-таки решили перейти в профессионалы?

– Этих ошибок очень много. Первая, которая приходит мне в голову – нельзя тратить больше, чем зарабатываешь. Допустим, вы выигрываете $2-3k в месяц, звучит неплохо. Но если тратите $4-5k, это становится проблемой. Не буду называть имя, но несколько лет назад ко мне обратился игрок, чтобы я стал его бэкером на $10/$20 в Bellagio, планировалось, что профит мы будем делить поровну. Прежде чем согласиться, я спросил – какое у него ожидание в этой игре и сколько он тратит в месяц? Выяснилось, что он живет на $25k в месяц, то есть надо выигрывать $50k только чтобы жить в ноль. Даже если он один из лучших на этом лимите, ему нужно было бы играть по 140 часов в неделю. Это невозможно.

Поэтому необходим четкий план, нужно уметь реально оценивать свои возможности и внимательно следить за результатами. Главными ошибками я бы назвал игру на слишком высоких лимитах и чрезмерные траты. Турнирные игроки должны знать, сколько они тратят на перелеты, отели, еду. Естественно, рейк тоже важен... Вот я и произнес это страшное слово. Оценить ожидание, сравнить с тратами и после этого решать – ехать или нет. Относитесь к покеру, как к бизнесу.

27449-1581461296.jpg

– Ты перечислил несколько моих ошибок. А сам смог их избежать в молодости?

– В моей карьере было несколько моментов, которые я не советовал бы никому повторять. Я играл лимитный холдем $80/$160 c банкроллом $2,500. Это очень глупо, но таких примеров было немало. Правда, я уже в молодости тщательно записывал результаты всех сессий, отмечал траты, вносил даже чаевые и кофе.

Когда я переехал в Вегас, у меня проявилось несколько вредных привычек. Стал играть сессии по 24-48 часов. Я тогда жил в Торонто и летал в Вегас на самолете. Было два обратных перелета в неделю – в четверг и воскресенье. В субботу я всегда играл всю ночь и утром, в зависимости от банкролла решал, остаться еще на несколько дней или улететь. Если сессия проходила удачно, задерживался до середины недели. О здоровье тогда вообще не думал, четкого расписания тоже не придерживался. Со временем все это я исправил.

В моей молодости никто не слышал о банкролл-менеджменте: «Что это еще такое? Если есть бай-ин – садишься играть. Проиграл – ищешь, у кого занять». Поколение онлайна гораздо практичнее, современные игроки внимательно следят за банкроллом. А старшее поколение времен Дойла было еще бесшабашнее, они даже не задумывались, что можно откладывать деньги на старость.

– Ты видишь проблему в смене поколений? Мы часто слышим, что у молодых игроков нет харизмы, они слишком рациональные, из-за чего смотреть за ними не так интересно.

– Общество в целом умнеет, я не вижу в этом проблемы. Естественно, покер становится сложнее. Мы все от этого страдаем, но с прогрессом бороться бессмысленно. Наоборот, это хорошо, что люди могут учиться на ошибках старшего поколения. Я тоже смотрел за игрой Хака Сида и других, старался понять, что они делают правильно, а что мне лучше не повторять.

Если бы я что-то отнес к проблемам современного покера – это скорость игры. Реги могут целую минуту проводить в голове какие-то математические расчеты. Любителям, которые решили пропустить пару стаканчиков субботним вечером и немного погэмблить, это не нравится. Очевидно, они предпочтут забрать деньги и поставить их в рулетку. Быстрая игра выгодна всем как в турнирах, так и в кэше.

– Я недавно рассуждал на эту тему на стриме. Например, на баббле с коротким стеком мне выгодно, чтобы за столом сыграли как можно меньше раздач. Если бы я был роботом, которого не волнует мнение окружающих, я бы просто тянул время до последнего и выбрасывал карты, когда мне засекают минуту. Но так почти никто не делает. По таким вопросам можно сформулировать общие правила или каждый должен решать это самостоятельно?

– Сложная тема. Мы не можем запретить людям действовать в своих интересах, если они не нарушают правила. Но мы можем создать систему, которую игроки не смогут эксплойтить. Например, можно начинать синхронные раздачи раньше. В любом случае, тут нет простых решений. Я поддерживаю идею аналога шахматных часов вместо шотклока. Но шотклок тоже работает, бабблы теперь проходят гораздо быстрее. Но мы не можем орать на соперника, который слишком долго думает на баббле. Хотя в старые времена, когда был только офлайн, это было разрешено, и многие этим пользовались, чтобы вывести оппонента из равновесия. Синхронных раздач тогда вообще не было. Они появились благодаря Джонни Хиллу, который первым начал бессовестно тянуть время на баббле. В то время это считалось читерством и до него никто так не делал.

– Меня чаще всего спрашивают о банкролл-менеджменте. За последние 20 лет тебе наверняка тоже часто приходилось отвечать на вопросы на эту тему. Но я хотел бы услышать, что ты думаешь сейчас. Давай рассмотрим сценарий – ты живешь в Торонто, платишь за квартиру $1,500, а всего на жизнь тратишь $30,000 в год. Что ты будешь играть с банкроллом $50,000?

– Сначала проанализирую ситуацию, где есть экшен, в какие игры и на каких лимитах. Потом разделю банкролл на две части – половина будет моей финансовой подушкой. То есть, если проиграю $25k, то на оставшиеся деньги не буду делать никаких выстрелов, а пойду играть только те лимиты, где риск разорения минимальный. Но на 20% или 10% от $50,000 я могу рискнуть на высоких лимитах в надежде быстро раскрутиться. Я бы пошел играть лимит $40/$80 или $50/$100. Если первые недели пройдут неудачно, и я проиграю 30-40% банкролла, то спущусь на $15/$30 и $20/$40, где буду играть больше часов. Если начну выигрывать, пойду выше. Но только при условии, что меня устроит там состав. Это еще одна распространенная ошибка – игроки идут играть выше, так как думают, что там можно больше заработать. Но вполне реальна ситуация, когда часовое ожидание на $50/$100 будет равно $30, а на $30/$60 – $40 или $50, потому что там проще состав. NL я бы, наверное, пошел играть $2/$5, $5/$5 и $5/$10 коротким стеком.

27447-1581461295.jpg

– Я помню, как начинал играть вживую на $1/$2 в Калгари, к нам постоянно приходил пьяный ковбой и ставил олл-ины по $200 втемную. А за соседним столом на $2/$5 играли все лучшие реги и просто перекачивали фишки между собой.

– Часто эго не дает нам спуститься ниже. Я помню, как в молодости играл $400/$800 в Вегасе и все проиграл. Очень сложно на следующий день зайти в ту же комнату, где тебя все знают и пойти за дальний стол, чтобы играть $30/$60. В такой ситуации очень важно заставить себя не обращать внимания на усмешки, а делать так, как выгодно лично тебе.

Когда я все проиграл в дорогой игре, Хак Сид одолжил мне $2,800. Тогда я заключил дружеское пари с двумя игроками, что две недели буду играть лимитный холдем $30/$60 и за 140 часов должен показать винрейт один бигбет в час. Играл каждый день по 10 часов и выиграл $23,000. Это был очень полезный опыт. Я смог переступить через себя, хотя большая игра ежедневно продолжалась на моих глазах. Поэтому я никогда не боялся рискованных выстрелов, так как был уверен в себе и знал, что смогу спуститься на низкие лимиты.

– Что ты думаешь о перспективах онлайна? Мы еще увидим рост индустрии?

– Огромное значение имеет легализация покера в США, особенно в Нью-Йорке и Калифорнии. Естественно, хотелось бы, чтобы все играли в общем пуле, как много лет назад. Но в последнее время все основные сайты стали понимать, насколько важно ориентироваться на простых игроков, а не на профессионалов. Я всегда это говорил. Есть три составляющих онлайна – сайты, которые берут рейк, профессионалы, которые выводят деньги из системы, и минусовые игроки, которые депозитят. Все понимают, что из этого списка любители – самая важная часть экосистемы, а профессионалы – последняя. Долгое время к профессионалам относились, как к ВИПам, давали им бонусы и так далее. Но вокруг них не построить игру, когда прекратится приток новых депозитов. Во время бума в покере было столько денег, что на это не обращали внимания. Со временем игра стала сложнее, любители сейчас проигрывают депозиты намного быстрее. Чтобы с этим бороться, сайты стали придумывать новые форматы – баунти, нокауты, спины.

У любителя должно быть желание вернуться. Сейчас они выигрывают гораздо реже и делают все меньше повторных депозитов. В 2004-м человек мог внести $200 и пойти на $0.5/$1. У него могло быть несколько плюсовых сессий, но минусовых все равно было больше, и через какое-то время он проигрывал весь депозит. Но сегодня у такого человека нет ни единого шанса зацепиться и получить удовольствие, он проиграет все мгновенно и больше играть не захочет. А новые форматы, где больше влияние удачи, дают почувствовать таким игрокам вкус победы. К турнирам это тоже относится, где любителям важно хотя бы попасть в призы.

В кэше вообще нездоровая обстановка, и я успел это почувствовать на себе. Я – профессиональный игрок, но на хайстейкс в онлайне меня, очевидно, разорвут. Как только я садился, стол моментально заполнялся, потому что все играли со скриптами. Когда я уходил, игра моментально разваливалась. У меня это вызывало лишь ухмылку, но представь, что чувствует любитель? В давние времена мы садились задолго до прихода кита и продолжали играть, когда он уходил. Я понимаю, что на хайстейкс в онлайне огромная конкуренция, никто не хочет играть с отрицательным ожиданием, но не избегайте хотя бы нулевое.

Думаю, хайстейкс в онлайне в любом случае продолжит умирать. А в офлайне в моду уже давно вошли закрытые игры, и к сожалению, простого решения для борьбы с ними я тоже не вижу. Нет ничего страшного, если я пригласил семерых друзей, мы пришли в Aria в одно время, и для нас открыли стол. Не вижу в этом ничего плохого, мы могли бы собраться дома, но в казино организовать все гораздо проще. Проблемы начинаются, когда игроков из зала казино начинают переманивать в закрытую игру. Я знаю про игры в Лос-Анджелесе и Хьюстоне с абсурдным рейком. Например, в PLO на $50/$100 берут $200 за раздачу. Но любой профессионал мечтал бы там оказаться, потому что в каждом банке разыгрывают по $30-40k. Но регуляров туда вообще не пускают. Я долго думал, как с этим бороться, но так ничего и не придумал. Как я уже сказал, невозможно запретить людям встречаться дома, чтобы играть в покер.

27448-1581461295.jpg

– В турнирах тоже намечается тренд в сторону закрытости. Я имею в виду Triton. Думаешь, это тоже будет распространяться?

– Да, мы уже видели это раньше в One Drop. Бизнесмены, несмотря на успешность, тоже имеют гордость. Они не хотят оказаться за столом с одними профессионалами. Существует два способа создать комфортную для них обстановку. Первый – ограничить число участников. А второй, как это организовали в Triton – каждый бизнесмен приглашает профессионала, между собой они могут заключить какие угодно договоренности. Такой подход создает отличную атмосферу.

– Какие у тебя покерные планы на 2020-й?

– Обычно я в начале каждого года публикую свои цели с результатами за прошлый год. Пока я этого не сделал, но займусь в ближайшее время. Что касается моих планов, я точно буду гриндить WSOP и, возможно, сыграю US Open. Но работать над игрой я пока не планирую, до Мировой серии в лаборатории вы меня точно не встретите. В покере тренды меняются каждые 6 месяцев, а мне уже 45 лет. Посмотрю пару стримов перед Вегасом, постараюсь заметить какие-то новые элементы у сильных игроков.

– Сейчас ты много читаешь, что именно?

– Моя последняя книга – «Партнеры» Джона Гришэма. По ней собираются снимать фильм, мне очень понравилась. Только что начал читать книгу 1937 года «Думай и богатей!» Недавно еще прочитал «Крестного отца», потом посмотрел все фильмы и получил огромное удовольствие.

– Очевидно, ты фанатеешь от Golden Knights. Следишь за каждой игрой, твитишь про игроков. Ты имеешь какое-то отношение к организации? Мечтаешь однажды стать владельцем?

– Хаха. У меня была возможность купить долю в команде, но я отказался. Это слишком крупное и долгосрочное вложение. Проще говоря, мне это оказалось не по карману. Но я постоянно смотрю хоккей, это мое любимое увлечение. Даже завел отдельный аккаунт (https://twitter.com/nhlhockeybets), где ежедневно пишу свои мысли и ставки. О хоккее могу говорить бесконечно, недавно меня приглашали в самый популярный хоккейный подкаст – Spittin' Chiclets. Когда я был подростком, мечтал играть в игры, смотреть хоккей и делать на него ставки. В 45 лет мои мечты сбылись, только игры заменили шахматы. Правда, в них Билл Перкинс меня разрывает, пришлось перестать с ним играть.