Главный турнир WPT Falls View (с видом на Ниагару) завершился на канадской стороне границы 13 февраля. Опытный гриндер Майк Лиа, хорошо известный не только в офлайне, но в интернете – хотя бы как номер один общего зачёта серии FTOPS за всю её историю, – выигрывал побочные турниры на Falls Poker Classic в 2014-м, 2016-м и 2017-м, а сейчас ему покорился и главный приз. Опередив 516 человек и победив в хэдз-апе канадца Райана Ю, Лиа выиграл $359,342 и получил пропуск в турнир чемпионов WPT с бай-ином $15,000.

Стиль, в котором была одержана эта победа, однако, вызвал ряд тревожных вопросов бдительного покерного сообщества.

На финальный стол Лиа вышел со вторым стеком – 79 блайндов. Его будущий соперник по хэдз-апу Райан Ю был самым коротким – 24 блайнда, однако довольно быстро вырвался в лидеры и лично нокаутировал Карлоса Чадху и Тима Рутерфорда. После вылета последнего у Райана было 90 блайндов, у Майка – 39.

Хэдз-ап не затянулся.

В первой раздаче Ю сделал рэйз 4,000,000 – чуть больше 33 блайндов. Лиа поставил олл-ин 4,695,000, и Ю выбросил карты в пас.

В следующей раздаче Лиа зашёл лимпом. Ю поставил 5,000,000. Лиа переставил его в олл-ин 8,715,000, и Ю снова сфолдил.

– Надо уметь сдаваться, когда понимаешь, что младше! – пошутил Ю после того, как сделал рэйз 1,700,000 в следующей раздаче и в третий раз подряд выкинул на олл-ин соперника, оставляя за спиной 40,000 фишек.

Оставшись с третью большого блайнда, Райан перешёл на игру олл-инами и несколько раз удвоился, но в конце концов пал на втором месте, проиграв очередной олл-ин с Jx 8x против 8x 5x .

Понятно, что игроки договорились. WPT не приветствует сделки – организаторы даже не позволяют игрокам, вышедшим в хэдз-ап, взять перерыв, чтобы обсудить делёжку неофициально, однако на этот раз финалистам удалось каким-то образом прийти к полному взаимопониманию.

Но стоило ли устраивать столь циничное шоу?

Мнения в социальных сетях, как водится, разделились.

Чед Холлоуэй
Не фанат чипдампинга, особенно такого откровенного.

Ремко Ринкема
Срочная новость! Ниагарский водопад переименовали в Падение Майка Лиа.

Джимми Фрике
Самый бесстыдный чипдампинг, который я видел в жизни.

Дэн О'Брайан
Игроки либо имеют право заключать сделки и выбирать, кто из них официально «выиграл» турнир и получает дополнительные призы, либо не имеют такого права. То, что произошло на WPT Fallsview – позор и пощёчина WPT.

Дэвид Элдридж
Почему-то когда мы устроили такое же шоу с фишками в прошлом году, никто и бровью не повёл, а в этом году вдруг обнажили клинки.

Элдридж занял 2-е место в этом турнире год назад. В хэдз-апе он проиграл Даррену Элиасу. Для Даррена победа в Falls View стала третьей в карьере, что позволило ему сравняться с другими рекордсменами WPT – Гасом Хансеном, Карлосом Мортенсеном, Энтони Зинно и Чино Римом. Похоже, и с этим рекордом не всё чисто!

Дэвид Элдридж
Для справки, я не считаю, что победа в турнире WPT, сопутствующая ей известность в МТТ-сообществе, чемпионский логотип на будущих турнирах WPT и гравировка с именем на вазе ничего не стоят. Просто я выбрал деньги... Я не считал достаточно выгодным для себя играть хэдз-ап против Даррена, учитывая разницу в призовых.

Дополнительный фактор: подобные сделки не являются личным делом игроков, вышедших в хэдз-ап, так как косвенно затрагивают многих других профессионалов, ведущих борьбу в общем зачёте серии или даже рейтинге лучших игроков года.

Дэн О'Брайен
Убеждён, игрок обязан отказываться от любой сделки, в основе которой лежит сговор с другим игроком, если это может повредить остальным в общем зачёте и чемпионате WPT.

Джастин Бономо
Не считаю, что у Райана есть какие-либо обязательства перед участниками общего зачёта... Когда кто-то садится играть турнир по покеру, это не значит автоматического согласия следовать этике турнирного рейтинга GPI, сайдбетов и так далее.

Дэн О'Брайен
Считаю, что у Майка такие обязательства есть и он должен сняться добровольно.

Мэтт Гланц (Майку Лиа)
Бро. Ты никому ничего не должен. Получай удовольствие от покера, никогда не принимай его слишком всерьёз, и заключай любые сделки, которые помогают достижению цели. Ты всегда играл достойно, был сложным соперником на протяжении многих лет и должен гордиться тем, чего достиг.

Майк Лиа
Мы заключили сделку по ICM с условием, что победа достанется мне (иначе я бы не согласился и продолжил играть). Мы сделали её максимально очевидной для всех – разве было бы лучше перекачать фишки потихоньку? Сажусь в самолёт в Европу – отвечу подробнее чуть позже.

Более известный в покерном мире однофамилец Райана Ю тоже не остался в стороне.

Бен Ю
Папа: ты позоришь нашу семью.

Я: что? Это был не я, я сейчас вообще в Вегасе.

Папа: вот именно, у тебя вечно миникэш, почему ты никогда не оказываешься в ситуации, когда можно купить победу?

Обещанный объёмный пост Майка Лиа был опубликован в фейсбуке 14 февраля. Им мы закончим рассказ о происшествии в Falls View, но сама история не окончена по крайней мере до тех пор, пока нет официальной реакции организаторов серии WPT.

Ну, в общем, это был, мягко говоря, интересный день; не припоминаю ничего подобного в своей жизни. Не вижу проблем с теми, кто обсуждает годовой рейтинг, турнир чемпионов, этичность сделок, правила WPT и всё такое прочее. Единственное, что задевает меня по-настоящему, это слова «купил трофей/титул» и тому подобное. Я никогда не платил и не стану платить за победу. Впрочем, об этом чуть позже.

Не уверен, откуда во мне это желание защитить себя, но чувствую, что моя порядочность поставлена под сомнение, и это не очень приятное ощущение.

Я ужасно мало спал, и прошло около десяти лет с тех пор, как я в последний раз сдавал письменные работы, поэтому заранее приношу извинения за бессвязность и грамматические ошибки...

Сосредоточусь в основном на сделке в хэдз-апе главного турнира WPT Falls View, так как именно это стало поводом для нападок, то есть, пардон, дискуссии.

Первые шесть или семь лет моей покерной карьеры я работал с бэкерами и не мог самостоятельно принимать все решения по сделкам. Полностью от себя я начал играть только в последние три с половиной года – после моего миллионного заноса в 2014-м (хотя и тогда я продал большую долю). В хэдз-апе против Дэна Колмана я не делил, хотя мы играли за 400 тысяч долларов – он намекнул, что хочет получить больше, чем по ICM, и гордость не позволила мне на этой пойти; мы сыграли на всё (и он выиграл).

Сейчас я почти никогда не продаю доли, за исключением чемпионата игроков на WSOP за $50,000, и не меняюсь с другими по ходу турнира. Я всегда стремлюсь, чтобы на кону было как можно больше; мне нравится дух борьбы, нравится испытывать сильное давление. Нравится ли мне делить? – нет, не нравится... Больше всего на свете я люблю далеко пройти в турнире, выйти на финальный стол, играть на коротком столе за большие деньги, биться в хэдз-апе за титул – с этим ничто не сравнится.

Я отказался от большего количества сделок, чем большинство моих коллег, в этом я верен. Почему же я решил поделить в этом турнире и что это была за сделка?

Я мечтал выиграть этот турнир больше, чем любой другой на моей памяти. В начале второго дня, когда у меня оставалось 20 блайндов, я отправил друзьям сообщение с приглашением посетить турнир в день финального стола, ведь я буду там и займу первое место – такое для меня совершенно не типично. Три стола, два стола, финальный стол – всё это время я был целиком и полностью сконцентрирован на победе. Ни я, ни кто-либо другой ни разу не упоминали о сделках или делёжках. По ходу турнира я регулярно оказывался против игрока с большим стеком и нескольких оппонентов-шортстеков; в такой ситуации я не рассматриваю сделок, так как они слишком выгодны для шортов.

После множества взлётов и падений я вышел в хэдз-ап против Райана (мы друзья в фейсбуке, хорошо друг к другу относимся, у нас много общих друзей, мы оба фанаты спортивных команд из Торонто и часто пересекались за столами в последние годы). Я уважаю его игру, и он мне по-человечески симпатичен, хотя близко я его не знаю. Как только мы вышли в хэдз-ап, он упомянул о возможной сделке (не помню, в каких именно выражениях). До этого я не рассматривал даже возможности дележа, поэтому ответил: «Вряд ли я готов пойти на сделку, при которой не получу победу, трофей и так далее...» Я не знал, как Райан отреагирует на мои слова, но мне было всё равно – я был рад возможности играть хэдз-ап за титул WPT, что может быть приятнее? Но он моментально ответил, что такие условия его устраивают, если мы поделим по ICM.

Сделка по ICM – хм, конечно, я теряю часть ожидания из-за своего преимущества, но не скажу, что каждый день (неделю, даже месяц!) играю хэдз-апы. Зато я могу решить всё сам, а не переложить ответственность на флип за 150 тысяч и титул WPT, место в турнире чемпионов и пропуск в Champions Club, не говоря уже о четвёртой победе в турнирах Falls View за пять лет.

Как можно отказаться от такого? Мы с Райаном отошли от стола, чтобы обсудить точные условия. Организаторы отказались поставить часы на паузу, но нас это не огорчило – было понятно, что мы быстро придём к соглашению. Вот чем кончилось дело: мы добавили к призам стоимость входа в турнир чемпионов (15k) и посчитали, сколько я должен отдать Райану после официального получения первого приза; мы даже договорились о размере чаевых дилерам.

После этого мы трижды проверили размеры стеков, выплаты и всё остальное; организаторы сказали, что мы обязаны доиграть турнир; мы с Райаном придумали самый быстрый и простой способ покончить с этим – он должен проиграть большую часть своего стека рэйз-фолдами. Мы исполнили всё это максимально прямолинейно, с шутками и прибаутками. Оба были очень рады итогу турнира.

Только сейчас я понимаю, как унизительно и грустно было для сотрудников WPT, репортёров и даже игроков в покер и болельщиков читать описания этих дурацких раздач, решивших судьбу турнира. Должен быть способ лучше. Мы не хотели выказывать неуважения к кому-либо, мы просто праздновали свои победы – ведь принятое нами решение идеально устраивало обе стороны. Каждый из нас за несколько лет выиграл в Falls View около миллиона долларов – невероятный результат, на самом деле...

Кто-то написал, что нам не стоило делать чипдампинг чересчур очевидным. А по-моему провернуть дело иначе было бы на 1,000% хуже; слить фишки так, чтобы никто этого не понял, было бы настоящим мошенничеством, к тому же унизительным для Райана. А так победили мы оба.

Читал множество идей о том, что можно исправить в будущем. Уверен, что дискуссии должны продолжаться; пусть выскажутся организаторы туров, будем надеяться, это приведёт к улучшению системы в целом.

Совершенно согласен, что турниры за самые значимые титулы должны доигрываться до конца, и мы бы тоже играли, окажись в такой ситуации.

Тем, кто предлагал отложить некую сумму за титул и играть за неё, а остальное поделить по ICM, хочу сказать, что на такое я бы не пошёл: или мы честно делим деньги, и я забираю победу, или никакой сделки не будет. Оппонент согласился отдать мне титул, чтобы гарантировать себе своё ожидание, и это его право. Моя репутация, моя игра, психологическое давление, которое я оказываю за столом, моя харизма... мало ли что могло повлиять на это решение, но в любом случае повлияло нечто, заработанное мной за все эти годы в покере.

У Райана есть собственный взгляд на ситуацию, который он излагает в твиттере @ineedsheet. Не буду повторять всё за ним, но он более чем компетентен в том, что касается турнира чемпионов, и принимал его во внимание при заключении сделки.

Рейтинг игроков года WPT. При заключении сделок очки рейтинга следует попросту делить, либо поровну, либо по ICM. Конечно, это самое логичное, но так как WPT не признаёт сделок, они и очки делить не станут. Готов ли я получить за эту победу меньше, чем за первое место? Почему нет, но как тогда быть со всеми остальными сделками, заключёнными ранее в этом сезоне, в прошлых сезонах и так далее? Нужно ли наказывать меня только за то, что я действовал открыто и честно? В любом случае ни Райан, ни я в этом общем зачёте ни на что не претендуем...

Турнир чемпионов: победитель получает пропуск в турнир этого года и возможность внести бай-ин в будущие годы. Райна предпочёл взять деньги сейчас, я же захотел побороться за призы или потерять $15,000 в турнире чемпионов. Заслужил ли я право быть членом Клуба чемпионов? Не принизил ли я значимость турнира такой победой? Думаю, вы делаете из мухи слона. Конечно, в идеальном мире каждый участник турнира чемпионов добился победы в честной спортивной борьбе, но в реальности это не так. Кто знает, сколько чемпионов в этом сезоне или в прошлом получили титулы по договорённости с соперниками... Не я один, это уж точно.

Я не миллиардер, который купил членство в эксклюзивном клубе. Я пробился в хэдз-ап турнира на 517 человек, и соперник уважал мою игру достаточно, чтобы уступить мне победу и всё, что к ней прилагается, КРОМЕ денег. Если бы я купил победу, то есть предложил ему дополнительные 2k, 10k, 50k, 100k, я бы чувствовал себя по-другому. Это переговоры, это покупка и продажа. Но в таких делах я не участвую – гордость не позволяет.

Мои титулы в онлайне: 4 FTOPS'а, 2 WCOOP'а, 2 SCOOP'а, 1 TCOOP, 1 UBOC (лол). Пять перстней WSOP Circuit. Браслет WSOP. Всё это я выиграл без каких-либо сделок. В некоторых других выигранных и проигранных хэдз-апах призовые были поделены.

Если вы считаете, что сделка в Falls View бросает тень на мои результаты: окей, это ваше мнение, ваше право. Хотя чтобы заключить такую сделку, надо для начала хотя бы выйти в хэдз-ап, и у меня это получается лучше, чем у вас.

Я получил много приглашений сделать подкаст или интервью и, вероятно, воспользуюсь некоторыми из них в ближайшее время, если эта тема по-прежнему будет кого-то интересовать. С Днём Святого Валентина.

Майк