Осенью 2018 года Харалабос Вульгарис, заработавший миллионы на ставках на НБА, занял должность директора по развитию и статистическим исследованиям в клубе НБА «Даллас Маверикс». В своем последнем большом интервью, которое он дал тогда же, в 2018-м, Эллиоту Роу, Харалабос рассказал, с чего началось его увлечение баскетболом. Но свою работу он никогда публично не комментировал. По слухам, Вульгариса связывают давние приятельские отношения с владельцем «Маверикс» миллиардером Марком Кьюбаном, но его точные функции в клубе остаются загадкой.

Журналисты американского медиапортала The Athletic попробовали разобраться в ситуации, на прошлой неделе там вышел материал, в котором утверждается, что в действительности Вульгарис – второй человек в клубе, от которого во многом зависит будущее команды. Мы перевели самое интересное из этой статьи.

В начале февраля во второй четверти домашней игры против «Голден Стэйт Уорриорз» Лука Дончич по небрежности потерял мяч. На эту ошибку эмоционально отреагировал сотрудник «Даллас Маверикс», которого Лука вряд ли считает авторитетом – Харалабос Вульгарис, известный гэмблер, которого Марк Кьюбан взял на работу в 2018 году.

Вульгарис с ноутбуком сидел на своем привычном месте рядом со скамейкой запасных «Маверикс». После этого эпизода он сделал движение руками, которое Дончич воспринял как успокаивающий жест. Источник The Athletic в клубе сообщил, что Луке этот эпизод не понравился. «Не говори мне ***, чтобы я успокоился», – резко отреагировал он. После игры Вульгарис попробовал оправдаться, что жест не относился конкретно к Дончичу. Но и без того напряженные отношения между ними лишь обострились.

Следующим летом у Луки истекает контракт новичка, но в этом сезоне он попал в символическую сборную НБА и имеет право подписать новый контракт с «Маверикс» на $200 млн и 5 лет. По слухам, он планирует воспользоваться этой возможностью. Однако два прошедших сезона для «Далласа» заканчивались вылетами уже в первом раунде плей-офф. По мнению некоторых экспертов, это может отразиться на лояльности Дончича к клубу.

32908-1624395058.jpg

Есть опасения, что он не захочет подписывать долгосрочный контракт, так как разочаровался в способности руководства построить боеспособный коллектив, а также из-за плохих отношений с ключевыми сотрудниками, к которым относится и Вульгарис.

Вульгарис пришел в клуб осенью 2018-го на должность директора по развитию и статистическим исследованиям. Описание должности сильно преуменьшает реальную роль Харалабоса. Несколько источников в клубе и лиге подтвердили The Athletic, что с момента вступления в должность Вульгарис стал самым влиятельным человеком в топ-менеджменте Mavericks. Все сделки за два прошедших сезона были либо инициированы, либо одобрены им. Эти же источники добавили, что все зашло так далеко, что Харалабос начал даже указывать главному тренеру Рику Карлайлу, кого ставить в стартовый состав, а кого заменить.

Лука Дончич был задрафтован в июне 2018 года, когда Вульгариса еще не было в клубе. Директор клуба по баскетбольным операциям Донни Нельсон сделал все, чтобы словенец оказался в Далласе. Однако Марк Кьюбан начал прислушиваться к советам Вульгариса задолго до того, как предложил ему официальный контракт. «Марк – однозначно самый влиятельный человек в организации, – признал источник в клубе, – а второй – тот, к кому он больше всех прислушивается». Очевидный намек на Харалабоса.

Точно неизвестно, когда именно Вульгарис и Кьюбан познакомились, но их хорошие отношения вряд ли кого-то удивляют. Марк всего добился сам и стал миллиардером благодаря IT-технологиям. А Харалабос никогда не скрывал своих баскетбольных амбиций. Еще в 2013 году он заявил в интервью ESPN: «Кому-то это покажется высокомерным, но успешное решение задачи по изучению баскетбола с целью обыграть букмекеров заставляет меня верить в то, что я способен собрать команду лучше любого генерального менеджера в НБА».

В первый год своего контракта Вульгарис посетил примерно четверть игр Mavericks, во второй – еще меньше. Но в межсезонье его влияние на определение состава ощутимо выросло. Именно он настоял, чтобы летом 2019-го клуб подписал Сета Карри и Делона Райта. Причем он настаивал, что Райт должен начинать матчи вместе с Дончичем. «Он был единственным человеком, кто в это верил», – сообщил источник. Райт сыграл в основе всего 5 матчей и следующим летом его обменяли.

Влияние Вульгариса явно выходило за рамки его официальной должности. Это вызвало непонимание у многих высокопоставленных сотрудников клуба – у кого же реальная власть? «У нас будто было два генеральных менеджера», – рассказал один из них. Основные операции совершал Донни Нельсон, но они требовали одобрения Вульгариса.

32909-1624395094.jpg

Несколько человек из команды вспоминают драфт 2020 года как самый вопиющий пример влияния Вульгариса. Большинство сотрудников скаутской службы присоединились к совещанию через Zoom и очень удивились, увидев Вульгариса. Он лично выбрал двух игроков в первых раундах (Джоша Грина и Тайрелла Терри) и не стал никого слушать, хотя по одному из них у скаутов были большие сомнения.

«Почему Марк [Кьюбан] так ему доверяет? – удивляется человек, близко знакомый с ситуацией. – Никто этого не знает».

Еще один результат трехлетнего пребывания Вульгариса в «Маверикс» – его характер и сомнительные решения начали раздражать сотрудников администрации и игроков. «Он не умеет разговаривать с людьми», – говорит тот же источник.

Пример с Дончичем, описанный в самом начале, был не единственным. Первую игру этого сезона Вульгарис посетил в середине января [сезон стартовал 22 декабря], после чего несколько месяцев не пропускал домашние игры и ездил на гостевые. Однако в середине апреля, когда «Даллас» на последних минутах проигрывал «Нью-Йорк Никс», телевизионная камера сняла Вульгариса, уходящего с площадки за 45 секунд до конца игры. В тот момент Mavericks проигрывали 10 очков. Они сократили отставание до 6, но отыграться так и не смогли.

Поспешный уход Вульгариса не остался незамеченным игроками. Дончич обсудил этот эпизод с партнерами в раздевалке. А Вульгарис до конца сезона не посетил больше ни одной игры. Однако продолжал принимать непосредственное участие в делах команды удаленно.

Контракт Вульгариса с «Маверикс» заканчивается этим летом, и пока его будущее в команде остается неопределенным.

Марк Кьюбан встал на защиту своего подчиненного: «Я очень ценю вклад Боба, у него уникальные методы работы с информацией. Он отлично справляется и оказывает неоценимую поддержку Рику [Карлайлу] и всему центральному офису. Он прекрасно разбирается в искусственном интеллекте и понимает, какое преимущество можно получить с его помощью. Для меня это важно. Но у него не больше влияния в команде, чем у любого другого аналитика».

Источники добавили, что некоторые игроки были недовольны Риком Карлайлом, так как стали получать меньше игрового времени, хотя четко следовали инструкциям тренера. Хаотичная ротация состава многим тоже не нравилась. В этом они увидели признаки того, что тренер перестал принимать самостоятельные решения, а действует под диктовку Вульгариса. Источники в клубе эти подозрения подтвердили.

Вульгарис, к которому обратились за комментариями, отказался общаться с The Athletic.

А Марк Кьюбан прокомментировал статью в своем твиттере:

32907-1624394996.jpg

Через пару дней после выхода статьи в The Athletic директор клуба по баскетбольным операциям Донни Нельсон, проработавший в «Маверикс» 24 года, и главный тренер Рик Карлайл (он работал в Далласе с 2008 года) покинули свои посты.

Увольнение Нельсона напрямую связывают с Вульгарисом. Якобы он настаивал, чтобы Кьюбан четко разграничил роли своих сотрудников, и каждый бы занимался своим делом.

В подкасте The Lowe Post эксперты ESPN предположили, что главными источниками The Athletic были именно Донни Нельсон или близкие к нему люди. Они также подтвердили, что в клубе у Вульгариса репутация очень надменного человека, которого не любят многие игроки и сотрудники.

Несмотря на все скандалы, представители Луки Дончича на прошлой неделе заявили, что словенец не собирается никуда уходить и планирует подписать c «Далласом» новый контракт.