Оригинал статьи

Трансляции главного турнира Мировой серии покера на канале ESPN открывает нарезка наиболее ярких эпизодов этого турнира за последние десять лет. Начинается все, конечно, со сказочной победы Криса Манимейкера в 2003 году. 27-летний любитель покера с добродушным выражением лица выиграл сателлит в интернете, позволивший ему сыграть в турнире с бай-ином 10 тысяч долларов, а потом опередил 839 человек, выбив по дороге многих крепких профессионалов и получив главный приз в $2,500,000.

Избранные моменты главного турнира 2003 года крутили на ESPN так часто, что казалось, Манимейкер выбивал легендарных Джонни Чена, Фила Айви и Сэма Фарху сотни раз. И благодаря «мировому лидеру спортивных трансляций» случайный выстрел в лотерейном соревновании превратился в хрестоматийный триумф. Шансы занять первое место даже в небольшом турнире весьма малы из-за влияния случая, доминирующего на коротком отрезке. В покерной литературе и на специализированных форумах много говорится о математике, логике и психологии покера, но тонкости игры остались в тени броской нарезки избранных событий лотерейных турниров Мировой серии.

К 2005 году ESPN удалось придать когда-то культовой игре статус мейнстрима. Авторы трансляций создали завораживающую комбинацию из эскейпизма и американской мечты, приправленную чемоданами наличных. Рекламные паузы заполняли работающие в интернете покерные румы, продвигавшие «игру на плеймани».

В 2005 году доходы покерной индустрии в интернете составили 2.4 млрд долларов (в 2001 году – 82 миллиона). За игровыми столами повсеместно распространились жесткие, агрессивные действия в стиле Манимейкера, пусть зачастую и лишенные всякой логики. Даже невыносимо тайтовые игроки с минимальным пониманием силы рук могли спокойно дожидаться натсов и добирать с более слабых комбинаций или безумных блефов своих гиперагрессивных соперников.

Следующие несколько лет онлайн-покер стремительно развивался. Любители немотивированных блефов олл-инами постепенно поняли, что стиль игры от ESPN исключительно невыгоден на практике. Тысячи американцев на покерных форумах обсуждали темы с микроэкономическими названиями вроде «эффекта рычага» или «максимизации прибыли», смотрели обучающие видео, заказывали частные уроки и разбирали собственную статистику с помощью специальных программ, скрупулезно учитывающих частоту ставок в любых ситуациях. С каждым днем они все глубже понимали покер, и на первый план для них выходил присущий этой игре элемент мастерства.

Несмотря на стремительное развитие онлайн-покера, законодатели продолжали спорить о том, могут ли покерные румы на законных основаниях работать на территории США, считать ли покер игрой мастерства. В 2006 году был принял акт UIGEA, федеральный закон, следствием которого стал запрет платежей, связанных с участием в незаконных азартных играх в интернете. Двусмысленность формулировок этого закона, в котором не упоминался покер, повлекла за собой жаркие общественные дискуссии и многочисленные судебные тяжбы о статусе онлайн-покера в США.

В следующие несколько лет канал ESPN не пытался хоть как-то отразить эволюционные процессы в покере, быстро превращавшемся в сложную, даже кропотливую игру. Канал, фактически ответственный за покерный бум, упорно продолжал делать акцент на случайностях, присущих покеру (тузы выигрывают олл-ин, потом через десять минут гибнут в результате переезда и т. п.), тем самым активно препятствуя укреплению имиджа покера как игры мастерства.

В трансляциях ESPN часто даже не было базовой информации, необходимой для принятия обдуманного решения – позиций, размеров стеков, размеров блайндов. Публике показывали только результат, который, будь то в покере, баскетболе или на финансовых рынках, во многом определяется удачей.

Но в какой-то момент удачи становится недостаточно.

15 апреля 2011 года случилась Черная пятница. Министерство юстиции США выдвинуло длинный перечень обвинений против трех крупнейших покерных румов, предоставлявших гражданам США возможность играть на реальные деньги: FullTilt, Pokerstars и Ultimate Bet. Среди этих обвинений было и банковское мошенничество, и отмывание денег, и нарушение UIGEA. Минюст конфисковал доменные имена румов, заканчивавшиеся на «.com», и вернул их FullTilt и Pokerstars лишь когда те дали обещание уйти с американского рынка.

В июле 2011, спустя три месяца после Черной пятницы, ESPN сделал неожиданный ход: впервые в истории игра на ТВ-столах была показана вживую, раздача за раздачей, на протяжении нескольких дней. Показ игры стал полностью органичным, а ее участники впервые смогли раскрыться перед зрителями без посредничества монтажеров студии. Если раньше основной трансляции были олл-ины и шумные споры между игроками, то теперь зрители увидели настоящую жизнь: многочасовой гринд, стандартные ставки и внезапные драматичные всплески. В одной из таких раздач сошлись два молодых и очень сильных профессионала – Мэтт Джианетти и Бен Лэмб. Они сражались за одним столом много часов, обмениваясь ударами и ложными выпадами, разыгрывая много мелких банков, и, наконец, схлестнулись в большой раздаче. В критический момент Джианетти продумал десять минут, пытаясь сложить все кусочки мозаики воедино и решить, блефует ли его соперник на ривере или у него и правда трипс двоек. Прямая трансляция ESPN помогала прочувствовать атмосферу происходящего, увидеть молодого профессионала, измученного постоянным принятием ответственных решений на протяжении недели и пытающегося решить еще одну головоломку. Сценаристами этой драмы были сами игроки, роль телевидения была сугубо посреднической.

Согласно данным журнала Cardplayer, рейтинг прямой трансляции главного турнира был достаточно высоким – .4 по рейтингу Нильсена (415,000 зрителей) на ESPN2 и 23 миллиона минут просмотра в онлайне на интернет-канале ESPN3. Главный режиссер ESPN Джон Уайт назвал это успехом.

– Именно это нужно спорту, чтобы сделать следующий шаг, – говорил Уайт. – Покер не должен стоять на месте. Мы хотим прогрессировать вместе с ним и развивать наши трансляции, обновляя телевизионные столы и улучшая качество аналитики.

А вот мнение одного из экспертов-комментаторов – Ольвье Бускета:

– Я должен обслуживать клиентов, но я не хочу низводить анализ до примитива, делать его доступным каждому. Глубина комментариев порадует хардкорных фанатов покера, но и любители смогут извлечь из этого определенную пользу. Либо они продолжат смотреть покер для развлечения, либо, возможно, впервые в жизни, поймут, насколько глубокой и интересной может быть эта игра. Это не азартная игра, основанная на случайности и привлекающая только лудоманов, и давайте не будем бояться говорить об этом публично.

Прошла два года, и Оливье Бускета в трансляции больше нет. Он теперь комментирует турниры WPT, менее популярной серии, которую показывают на канале намного меньше ESPN. Другой блестящий эксперт прямой трансляции 2011 года – Антонио Эсфандиари – играет эпизодическую роль в сюжетах WSOP 2013, появляясь на две минуты вместе со своим другом Филом Лаком, тоже профессиональным игроком в покер. За эти две минуты они спешно пытаются проанализировать некоторые аспекты только что показанной раздачи. Комментарий Эсфандиари – жалкое подобие его великолепной работы 2011 года, крошечный элемент чужого шоу.

По-прежнему не хватает базовой информации по раздачам, инфографика в основном посвящена положению в группе лидеров и размерам призовых. Технические возможности есть, нет лишь желания канала показывать покер, не лишая его глубины.

В сюжете, вышедшем 27 августа, за телевизионным столом играли Аннет Обрестад (Норвегия) и Евгений Тимошенко (Украина) – известные, очень успешные профессионалы с очень разными, индивидуальными стилями игры, у которых были большие стеки. Если бы ESPN сосредоточили свое внимание на этом столе, возможно, удалось бы показать, что главное в покере – «как» и «почему», а не «чем все закончилось»... Но показ ESPN, несмотря на то, что покер за 10 лет ушел далеко вперед, безнадежно застрял в прошлом. И 27 августа зрители увидели стандартный набор из олл-инов, чипкаунтов и сентиментальных историй, которые призваны добавить немного человечности к этой игре бесконечных свингов, в которой главное – результат, а мастерство – иллюзия, отговорка, придуманная задним числом.

Если предположить, что ESPN всерьез пытается повлиять на общественное мнение и сделать покер в массовом сознании игрой мастерства, чтобы в будущем, после легализации онлайн-покера в США, продолжать регулярно обозревать соревнования по этой чрезвычайно увлекательной и быстро развивающейся игре, то, пожалуй, им следует уделять больше внимания внешне неброским дуэлям, подобным противостоянию Обрестад и Тимошенко, где каждый из игроков думает не о сумме призовых, а о математическом ожидании своих действий...

Илья Городецкий:

– Автор очень странно понимает задачи ESPN. Это не канал для покерных фанатов, это массовое телевидение. Они создают массовый продукт, который интересен ШИРОКОЙ аудитории, и справляются с этим очень даже неплохо. Никаких задач по изменению имиджа покера у широких масс или у прокурора Нью-Йорка перед ними не стоит и стоять не может.

При этом, как и в любом деле, есть элементы кумовщины и непрофессионализма. В прошлом году были просто позорные фрагменты с участием якобы специалиста по теллзам Наварро, который нёс просто чудовищную галиматью, так как является обыкновенным мерзким шарлатаном. В этом году в роли такого клоуна выступает, к сожалению, Хельмут со своими фрагментами «Белая магия», уровень анализа в них не выдерживает не то что критики, над ним даже смеяться грешно.

Коротенькие толковые вставки с Антонио и Филом действительно не особо решают задачу придания покеру наукообразности, да и ведут их именно они не потому, что они такие знатоки, а потому что чуваки прикольные.

Единственная серьёзная тема, по которой я полностью согласен с автором, это абсурдность отмены прямых трансляций главного турнира. Очевидно, что это было сделано из соображений экономии средств, будем надеяться, что скоро у этих трансляций появится такой же мощный спонсор, как PokerStars у этапов EPT, и трансляции снова возобновятся.

На тех же EPT все сделано оптимально: прямые многочасовые включения с попытками анализа (прежде всего, правда, в русской версии) и телегеничные нарезки с олл-инами и яркими разговорами... Правда, даже в нарезках размеры стеков и банка в трансляциях ЕРТ показывают, так что и тут они обошли заокеанских коллег.

В глобальном плане очень трудно найти баланс между интересным показом с комментарием для широкой аудитории и качественным анализом с хотя бы частичной демонстрацией глубины и сложности покера. Могу сказать, что у нас с Мишей Сёминым, например, крен в сторону анализа... Думаю, что и прямые трансляции, и эпизоды по ТВ3 совсем уж неофитам смотреть не так интересно – мы там сыплем терминами и т. п. Но это уже стало частью нашего стиля, так же, как истошные крики испанских коллег при олл-инах или набившие пятнадцать оскомин шутки Нормана Чеда про своих бывших жён.

Михаил Савинов:

– Вспомним, с чего начинались трансляции пионеров отрасли – WPT: кучи наличных на столе, крикливые, полные фальшивого энтузиазма комментаторы, чудовищная структура финальных столов, провоцировавшая игру в стиле гипертурбо-снг... ESPN образца 2003 года несколько облагородили эту схему, стали отвечать не только на вопрос «чем кончилось?», но и «кто эти люди?» И «эти люди», некоторые из них, оказались яркими личностями, на которых и держится популярность любого спорта.

Трансляции 2003-07 годов неплохо отражали ситуацию в покере. Битвы любителей и профессионалов. Интернет против знатоков. Дикие линии, безумные по нынешним временам комментарии вроде «он делает колл на дро!» и т. п. – очень аутентично. Но дальше ESPN стали отставать от поезда. Отчасти в этом «виноваты» и новые чемпионы. Как когда-то едко заметил ставший чемпионом мира по шахматам Александр Халифман, о нем и рассказать-то нечего, так как он не красит волосы во все цвета радуги и не интересуется творчеством тунгусских поэтов. Получается, ESPN просто повезло с фамилией первого чемпиона, а когда понадобилось поработать по-настоящему, выяснилось, что получается не очень. (Странным образом кризис жанра у телевизионщиков совпал с переносом финального стола на осень, но развивать эту тему сейчас не хочется.)

Примерно с 2008 года под гору идут и трансляции, и сам покер, если брать рост индустрии в целом. Из Евгения Тимошенко при всем желании не получится сделать Майка Матусова. Но раз уж так получилось, что в ваших трансляциях выигрывает Тимошенко, постарайтесь подать его получше. Сняли же фильм Beautiful Mind про математика Джона Нэша – и показали ROI под 200% в национальном прокате, на той же аудитории. Просто надо захотеть и суметь. На ESPN умельцев не нашлось, и в результате уже несколько лет в их трансляциях нет ни глубины, ни увлекательности. То есть они не привлекают новых зрителей, а старых, тех, кого уже интересует нечто большее, чем флип между двумя неизвестными, отторгают...

Будущее покерного телевидения, как мне хочется надеяться, похоже на настоящее телевидения обычного. Пришел платный канал HBO с небольшим ядром подписчиков, и вдруг оказалось, что сериалы – это не мексиканское мыло, а настоящее искусство. Отсутствие внешней (в связи с платным статусом) и внутренней (по причине наличия таланта) цензуры дало невероятный коммерческий и репутационный результат.

В покере есть масса увлекательнейших форматов. Думаю, многие из читателей этого сайта согласились бы заплатить 10-20 долларов за несколько новых выпусков High Stakes Poker или прямую трансляцию телевизионных столов WSOP с комментариями Оливье Гальфонда. Аудитория есть, схема ясна, но ниша пустует.

Понятно, что вина ESPN, мягко говоря, не определяющий фактор в снижении аудитории, играющей в покер. Жадность или слабый менеджмент румов, глупость или коррумпированность чиновников, принимающих решения в сфере регулирования игры, – куда более значимые факторы, чем недостаточный профессионализм команды, которая уже 10 лет является главным двигателем популяризации покера в мире. Но и ошибки ESPN, увы, обходятся не так дешево, как может показаться...

Михаил Семин:

– Сложно не согласиться с аргументами Аргуна, и не только потому, что он экс-коллега по баскетбольно-комментаторскому цеху. Чтобы долго не расписывать, как же должны в идеале выглядеть покерные трансляции с турниров, достаточно просто привести в пример сюжеты EPT. Конечно, и у создателей программ, посвященных главным событиям европейского покера, есть «room for improvement», и они как раз из той области, о которой пишет наш коллега, но это уже отдельная тема.

Тем более странно смотреть на такое качество выпусков с Мировой серии, учитывая сам канал и его методы работы. Ведь мы же в свое время на канале «Спорт» учились как раз у ESPN чертить разные схемы розыгрыша мяча или шайбы, оценивать ТТД игроков (привет теперь уже Бубнову) и т. д.

Если бы Мировую серию показывали на CBS, то не было б вопросов про «ахи-вздохи-сопли» – it's ok! Но на ESPN... Такое впечатление, что просто непрофессионалы, что, увы, встречается не только в России, прочно завладев правами на создание данного контента, просто плюнули на какое бы то ни было желание развиваться и совершенствоваться.