Всем привет! Обещал сделать пост по итогам семидесяти игровых дней, но понял, что лучше записать отдельное видео.

После возвращения с Triton я решил провести мини-марафон и сыграть 100,000 раздач — пока что набралось сорок тысяч. Складывалось удачно, я выиграл кучу турниров — в отличие от прошлого челленджа, когда был жесткий минус! Но не смотрите на красивые цифры, все могло быть куда хуже.

47097-1751440548.webpБольше $1,000,000 профита за 352 часа

За 70 игровых дней набралось 36 эфиров. По меркам игровых стримеров — немного! Тот же Саня VooDooSh на пике стримил каждый день по семь часов — за год у него было не больше 10 выходных. Покерные стримы – это, конечно, другой формат, но и не настолько более трудозатратный. С другой стороны, я играл и вне стримов, поэтому в реальности дней отдыха у меня было значительно меньше.

Ограничение стримов на Twitch

Первое, о чем стоит сказать — меня смотрит русскоязычная аудитория. Конечно, когда играешь дорогие турниры, подтягиваются и иностранцы, которые просто следят за экшеном, но 90% зрителей — из России. С осени прошлого года Twitch начал выполнять распоряжение Роскомнадзора, и покер стало нельзя транслировать на Россию. Поэтому почти все перешли на YouTube и Kick.

Поговорили с популярными покерными стримерами о новых ограничениях для пользователей и контент-мейкеров из России и рассмотрели возможные альтернативы.

Читать

Можно оценить распределение цифр на примере одного стрима с Покердома. Меня смотрело примерно 900 зрителей, из них 260 на Twitch. Это русскоязычная аудитория, которая не живет в РФ — ребята из Украины, Беларуси, Казахстана, Аргентины и других стран.

47096-1751440549.webp445 зрителей на ютубе и еще 215 на Kick

Из России этот стрим не было видно, он находился в так называемом «скрытом пуле». Вам не придет оповещение, стрим нельзя найти через поиск — его как будто не существует. Зайти можно только с помощью VPN или через специальный плагин.

Кэш традиционно набирает мало просмотров, а в МТТ все зависит от дальности прохода. Cтрим со второго дня GGMillion$ смотрело 2,900 человек — большая часть на YouTube.

При этом выполнять все правила YouTube очень тяжело. Не всегда понятно, что можно делать, а что нельзя. Например, эфир с турниром Venom на ACR посчитали рекламой покер-рума. Видимо, слишком долго показывал лобби и получил страйк, хотя обычно они стримы не трогают. Поэтому статистику с YouTube сложно собрать воедино.

В итоге скитаюсь по разным каналам, как в альбоме Оксимирона Vagabund: то на канале GipsyTeam постримлю, то на своем англоязычном ютубе.

С Kick другая проблема. На своих стримах я показываю, что в словосочетании «азартная игра» в покере на первом месте «игра», а не «азартная». Но можно покер стримить и по-другому, делать больший упор на азартной составляющей. Популяризировать покер как игру мастерства на Kick — довольно сомнительно: на этой площадке очень много казино-стримов и всяких женских разговорных, чуть ли не эротических. А хочется все же показывать, что покер — не совсем казино. Да и почему Kick еще не забанен в РФ непонятно, кажется, что это вопрос времени.

YouTube требования Роскомнадзора не исполняет, но у них есть собственный свод правил. Рекламировать конкретную площадку здесь запрещено. Понятно, что стримеры GG или ACR все все равно это делают, но поскольку контроль выполняется в автоматическом формате, кого-то бот засекает, кого-то — нет. И наоборот. Мне однажды снесли даже не рекламный стрим.

Обратимся к цифрам с Kick. За 70 дней я стримил 218 часов — не очень много, но лучше, чем ничего. Это не полная статистика, отдельные стримы были гостевыми. С Димой Шаховым я комментировал серию на Кипре, а потом GGMillion$. Не записывал этот стрим в табличку, хотя стоило бы. Десять часов в эфире — ни хрена не отдых!

Доходы от просмотров

Twitch выплатил мне $170. Сюда входят деньги за показ рекламы, но большая часть, около $150 — за платные подписки (спасибо всем, кто поддерживает канал!) Эти деньги можно вывести на PayPal.

47095-1751440548.webp

Есть прикольный сайт streamerscharts, где можно сравнить статистику стримеров. За последние 30 дней (столько позволяет посмотреть бесплатная версия) в категории «покер» на русском языке я иду на четвертом месте. Выше меня только PokerOK Official, ITCPokerTEAM и PokerClubSochi, то есть покерное телевидение, с которым нет смысла соревноваться — они всегда будут впереди.

47094-1751440548.webp

Среди индивидуальных стримеров за последние 30 дней я выступил неплохо. Здесь же Миша Минтон (он, кстати, очень часто стримит и, может быть, за 70 дней обошел бы меня), Дима SPR, Миша Иннер. Пиковые онлайны совсем небольшие, у всех около 300 человек. Получить больше, наверное, невозможно, потому что именно на Twitch просмотр из России запрещен.

В удачные дни во время дипрана может набраться до трех тысяч. По меркам покера это огромные цифры, и по вопросам в чате видно, что многие заходят на стрим случайно.

Почти все из списка играют МТТ, только Миша Иннер стримит кэш. В стриминге он уже больше десяти лет, это самый самый популярный долгожитель, свою репутацию он зарабатывал годами, если не десятилетиями.

В целом мало кто провел в эфире больше 100 часов, разве что Бадуги и Bagzik, стример Покердома. Коллега!

Покерные стримы можно сравнить со стримами Heroes of Might and Magic III. Здесь тоже свое комьюнити, и цифры просмотров близкие (хотя ситуация получше, ведь можно смотреть из России). Геройщики отрабатывают гораздо жестче, есть куча людей с 150+ часов. Но онлайны близки к покерным: топовые каналы набирают в районе 600-800 человек, у tier-2 — около 200-300.

47098-1751441472.webp

При этом они стримят только на Twitch. На втором месте в таблице Weronest с 1,000 зрителей, но вместе с Kick и YouTubе у меня будут примерно такие же просмотры.

Кстати, видел архивное видео, где VooDooSh смотрит эту же таблицу и у него в течение нескольких лет стабильные 200+ часов в месяц. Настоящий профессионал!

47100-1751441474.webpЕжедневные стримы по 7 часов — та еще работенка

Два формата стриминга

Расскажу, как устроен стриминг. Есть более развлекательный формат, где ты общаешься с чатом, болеешь за вышедшие карты, эмоционально показываешь азартную часть игры. Знаменитый Алтал специализировался именно на таком формате. Многие называли это трэш-стримом, но я так все-таки не считаю.

Есть стримы более аналитического формата, вроде моих, где я пытаюсь показать игру именно с профессиональной точки зрения. На таких эфирах видно, что человек о чем-то думает — может быть, и неправильно, но хотя бы пытается!

Есть люди, которые сочетают и то и другое. Хороший пример — Дима SPR, наверное, tier-1 русскоязычный турнирный стример. Но это его профессиональная деятельность, он амбассадор GG. Я все-таки еще пытаюсь быть игроком, открываю сессии и без записи. Дима вне стримов играет играет максимум раз в неделю, хотя, может, я ошибаюсь.

В любом случае он хорошо умеет переключаться между форматами: может и провести по диапазону и рассказать о раздаче, а может и порадоваться за сундук, сделать «энтертейнмент». Такие стримеры добиваются наибольшего успеха. Сам я не умею сочетать форматы, мой контент более занудный. Но если на развлекательных видео можно просто весело показывать игру, и ошибки не столь важны, то в моем случае уметь играть обязательно.

Work-life balance

Совмещать профессиональную игру со стримами практически невозможно. За 70 дней я работал над теорией 60 часов, также было много дней, когда я играл вне стримов, с упором на качество и для поддержания формы.

В итоге я выжат как лимон, ничего не успевал! Если взять треугольник: семья/отношения, спорт и дело вашей жизни, то в итоге вы берете на себя сразу два дела — профессиональную игру и стриминг. Не все остальное не остается времени. Например, я забил на спорт. Чтобы вы понимали, был отрезок, когда я четыре года ходил в зал вообще без пропусков. А после возвращения с Triton все пошло по одному месту. Поэтому в дальнейшем собираюсь стримить меньше, а сохраненные часы потратить на спорт.

Если бы я пожертвовал сессиями вне стримов, то довольно быстро потерял бы игровую форму. На стриме все равно играешь хуже, ведь нужно выполнять сразу две задачи: хорошо играть и работать с аудиторией.

Успешный вариант для стримов моего формата — быть бывшим профессионалом, который успел набрать большой багаж знаний и выезжает на нем. Я — хороший пример, до начала стримов широкой аудитории не был известен, при этом внутри хайстейкс меня знали хорошо. Правда, не в лицо. Как-то приехал в казино «Сочи» и Коля dyrdom1 меня сразу спросил: «Ты, наверное, Аврора?». Я шел со своим другом Энлайтом и Коля подумал, что я тоже сильный хайстейкс-рег. Кто это может быть из русскоязычных? Артем oSpiel или Аврора. Угадал!

Один из самых непубличных российских хайроллеров Артем Шаганов составил компанию Дмитрию Шахову в последней (и самой дорогой) сессии с кэш-фестиваля в Черногории. Он немного рассказал о себе и подробно проанализировал самые интересные раздачи. Во второй части стрима к эфиру присоединился avr0ra.

Читать

В общем, я не появился из ниоткуда, люди внутри сферы меня знали плюс умел играть. Это хорошие условия для старта. Да, раньше играл кэш, а не турниры, но игра на самом деле та же самая. Это не переход из холдема в омаху, здесь много общих концепций, хоть и есть нюансы.

Быть аналитическим стримером без жесткого покерного бэкграунда или параллельной работы над игрой практически невозможно. Это очень тяжело, да и платят не то чтобы много.

Хороший пример развлекательного стримера — SilverName, которого подписал GG. Влад безусловно играет в покер для удовольствия. Или Саша VooDooSh. Понятно, что покер – не его основная деятельность. Он успешный стример, состоятельный человек. Ему не нужно играть очень хорошо и в плюс. Достаточно катать около нуля или в небольшой минус — бороться, давать экшен. Рекламные контракты окупают все с лихвой.

47101-1751441476.webpVooDooSh стримил всего 5 часов и все равно занимает 21-место
благодаря своей аудитории

Минус развлекательного формата в том, что вы не дойдете до своей аудитории! Люди, которые хотят развлечься, посмотрят, как играет человек из другой сферы — VooDooSh, SilverName или кто-то еще.

Что стримить — кэш или МТТ?

Турниры смотрят гораздо лучше. В каждой трансляции ты будто рассказываешь историю со своим началом, серединой и концом. Как в кино. Кэш — более статичный формат. Аудитории новичков всегда больше интересны МТТ.

Сравним пиковые часы. Стримы с кэшем редко набирают больше тысячи зрителей. И то обычно я совмещаю форматы, и это число набирается в конце, когда параллельно есть дипран в турнире. Обычный кэш-стрим на Zoom-500 наберет 600-700 зрителей. До бана на Твиче было больше, но все равно — даже такие цифры это много. Но это более профессиональная аудитория, она лучше монетизируется, ей легче предлагать аффилейт-услуги или покерные программы.

Найти кэш-стримеров в топе сложно — их просто смотрят гораздо меньше. Например, у Леши Fellini средний онлайн на Twitch значительно ниже из-за галки. Он стримит на русском языке, но только кэш.

Новички часто спрашивают меня, можно ли стримить покер без вебки, задают вопросы по настройкам. На YouTube очень много роликов на эту тему с профессиональными советами. Но камера все-таки важна, людям очень интересно смотреть, как ты реагируешь на события, они привязываются к конкретному человеку, к личности.

Если хотите развивать собственный бренд, стримить без вебки — не вариант. Остальное не так важно. Если играете дорого и хорошо — вас будут смотреть.

У меня самая базовая сцена, ничего не раскрашено. Иногда люди просят сделать сцену на один стол, но в целом все привыкли.

Еще один важный фактор — привлечение аудитории. Постоянным зрителям уже надоело слушать, почему я живу в Аргентине, сколько мне лет и что такое сквиз. Без притока людей популяризовать покер нет смысла.

Можно стримить для старых зрителей — но это уже будет хобби-стриминг. В профессиональной деятельности важно обращать внимание на то, что требуется новой аудитории. Потому что ради новичков это и затевается! Так работает индустрия.

Монетизация стримов

Самая интересная часть, но скажу сразу — новости плохие. Я, уже состоявшийся стример, могу разделить доход от них на три составляющие. Во-первых, прибыль от самих площадок — Kick, Twitch, YouTube. Здесь полный ноль!

Даже при моих огромных для покера цифрах, с YouTube невозможно получить ни копейки. Kick может что-то платить после оформления партнерки, но тоже мелочь, $50 за два месяца. С Twitch я получил, как уже писал выше, около $170. Не слишком много! Пару лет назад могло быть в десять раз больше. Но сейчас даже при онлайне на уровне лидеров доходов от площадок у вас не будет.

Для примера найдем работягу со второй страницы. Ocambl4 отработал 83 часа, это куча времени! Играет в турнирный покер, в пик набирает 148 зрителей, в среднем — 35. Со стриминг-сервисов он заработал ровно ноль.

Покер смотрит довольно богатая аудитория и монетизировать ее на самом деле легко. Если вы выйдете на 100+, у вас уже будут рекламные предложения.

Можно зарабатывать за счет рекламы покерных сервисов, например — аффилейта, который получает процент рейка игроков, которые зарегистрировались в руме по его ссылке.

Еще есть обменные сервисы — PokerSwap, который рекламирую я, и другие площадки. Их можно отнести к «белой» рекламе: ты меняешь деньги с карты на баланс внутри покерной площадки и наоборот. Это лучше, чем P2P-обмены на криптовалютной бирже — дропов гораздо меньше.

GipsyTeam рекомендует
Обмены с другими игроками через гаранта.
Без комиссий для покупателя

Комиссии большие, но если вы не хотите ее платить — как говорится, пользуйтесь криптой! На одном стриме я шутил, что в словах «обман» и «обмен» не просто так разница только в одной букве. На вас все равно заработают — но это честный заработок.

Если стабильно набираете 100+ онлайна, обменный сервис скорее всего возьмет у вас рекламу. За баннер будут платить $200-$400 в месяц. Это примерные цифры — в моем случае расценки много выше.

Заработок на обучающем контенте

Вы не просто так видите в топе ITCPokerTEAM, SafePokerLife Глеба Тремзина и babyshark4 с рекламой FunFarm. Проекты хорошо платят за рекламу: есть аффилейт-программы, когда вы получаете процент с привлеченного игрока или фиксированные ставки на уровне обменников. Аффилейт-программы и обменники хорошо платят за рекламу. Контракты доходят от $500 до десятков тысяч для топовых стримеров.

Основных проблем две. Площадки вроде ПокерОК плохо относятся к такой рекламе. Вам не разрешат одновременно играть столы на GG и рекламировать фонды. Скорее всего, услышишь: «Дорогой друг, переставай рекламировать обучающие проекты, или забаним!».

Можно долго разглагольствовать, почему все устроено так, но исторически топ-площадки конфликтуют с фондами. Агрессивно рекламировать обучающие проекты и играть на GG не получится. А маленьким стримерам платят только за агрессивную рекламу.

Все, что я перечислил до этого, доступно даже при небольшом онлайне, за это можно получать от $200 до $1,000. Это конкурентная сфера: обучающих проектов, обменных сервисов и софта много. Если выйдете на стабильные цифры, то можете сами прийти к ним и запросить выгодный оффер.

Контракты с покер-румами

Дальше идет реклама чисто игровых площадок. Есть еще сайты второго эшелона вроде 1win, но мои слова о них могут оказаться антирекламой. Нечестно привлекать новичков туда, где их могут обмануть.

Есть ключевые площадки: GG, Покердом, PokerStars, ACR. В рекламе международных компаний не вижу ничего плохого. Новички будут чаще проигрывать, но это — игра. Свои услуги же площадка предоставляет честно. Это не касается приложений, где против вас будут играть боты или могут не выплатить деньги. На tier-1 сайтах такой рейк, что и обманывать никого не надо (смеется).

Проблема в том, что мелкие стримеры не нужны ни одной из этих площадок. Их интересуют люди со стабильным 200+ онлайна.

Скорее всего это будут GG, которые скупают всех подряд. Контракты — от $500 в месяц до бесконечности для топовых стримеров. Не буду говорить точно, но по слухам GG готовы были платить Саше VooDooSh астрономические цифры. То, что он не захотел стать их амбассадором — о многом говорит. Или просто не договорились (смеется).

Но Саша — элита стриминга, у него сумасшедшая аудитория из любителей. Обычному игроку, который что-то умеет и может выйти на 100+ зрителей, о таком не стоит даже мечтать. На контракты от румов лучше особо не рассчитывать.

Русскоязычной аудитории интересны Покердом и ПокерОК. У GG очень жесткий контракт, нельзя стримить столы других румов, есть много других пунктов.

Работать с Покердомом легче. По пятницам я играю там кэш и турниры. Нет никаких условий, в теории я могу параллельно играть столы GG. Делать я так, конечно, не буду из уважения к ним, но в целом могу делать, что хочу. Но им в отличие от ПокерОК гораздо менее интересны мелкие стримеры.

В целом, я рассказал о всех возможных вариантах. Спасибо большое, что смотрели меня последние 70 дней! Постараюсь стримить почаще и придумывать что-то новое. Но все-таки я еще и стараюсь оставаться профессиональным игроком. Возможно, когда я закончу карьеру, то сильнее погружусь в контент для новичков. Но пока сделаю упор на том, чтобы оставаться сильным игроком, потому что Titan и Triton до сих пор не выиграны!