Создатель первого солвера Олег Остроумов продолжает завоевывать англоязычную аудиторию. В конце прошлого года мы рассказывали, что он завел твиттер и открыл тему на 2+2.

Почему Олег вообще задумался о создании солвера и о непростых переговорах с хайроллерами он сам подробно рассказывал в статье, которую мы публиковали в прошлом году.

Создатель солвера, которым пользовались сильнейшие игроки мира, рассказывает подробности бизнеса, которые много лет держались в секрете.

Читать

На прошлой неделе Олег стал гостем подкаста Даниэля Кейтса, мы перевели те части его истории, о которых он раньше не рассказывал.

Был ли солвер Олега первым?

Насколько я знаю для безлимитного холдема до меня солверы никто не делал. Какие-то программы уже существовали, но представляли лишь научный интерес. Их создавали для участия в ежегодном соревновании покерных ботов. Некоторые группы писали софт специально для этого, но практического применения эти солверы не имели. Для изучения теории они были не пригодны. Я и сам сначала был убежден, что достаточно просто посчитать равновесие, но быстро понял, что хороший интерфейс не менее важен. Например, Алекс «Kanu» Миллар первым делом попросил, чтобы я добавил возможность играть против солвера, потому что это один из самых эффективных способов обучения. Другие игроки тоже постоянно засыпали меня вопросами: «С какой частотой нужно совершать то или иное действие с этой рукой на терне» и так далее. Понятно, что не все их просьбы и вопросы имели смысл, но они помогли мне добавить множество полезных функций.

Насколько существенным был вклад солвера в прогресс игроков?

Результат оценить было сложно, потому что мои основные клиенты – Алекс, Raul и Трутеллер – и так входили в число сильнейших игроков мира. Мы заключили контракт на 1.5 года с ежемесячной оплатой. Платить никто не отказывался, значит их софт вполне устраивал. Думаю, солвер точно добавил им уверенности в своих силах, они начали больше играть с другими регами и поднялись по лимитам.

Насколько сложно было убедить игроков, что солвер будет им полезен?

Скептиков было немало. Например, в 2012-м Том Дван открыто писал на 2+2, что не верит в GTO в покере. Трутеллера окончательно убедила одна специфическая линия, которую применял солвер. На спаренном терне с гатшотом или флеш-дро игрок без позиции должен ставить, если на флопе он сыграл чек-колл. Это делается, чтобы балансировать трипсы и полублефы. На практике такую линию никто не применял, но Трутеллер и до этого подозревал, что это правильная игра.

Алекс Миллар тоже сразу заинтересовался, потому что уже пытался найти выход на тех, кто мог бы разработать подобный софт и даже нанял каких-то программистов. У них ничего не получилось, но Алекс был уверен, что это возможно.

Еще я заметил забавный момент, когда искал клиентов. Наибольшую заинтересованность в солвере проявили сильнейшие игроки, которые уже до этого пытались приблизиться к GTO. Чтобы понимать логику солвера, нужно иметь об этом какое-то представление. Сначала я предложил солвер знакомым регам с NL2k, они ответили, что он дает какие-то рандомные результаты, и они вообще не понимают, что с этим делать.

Про создание солвера в 2-7 с тройным обменом

Однажды Трутеллер сказал мне, что в 2-7 очень много экшена и решить эту игру будет очень выгодно. «Заработаешь миллион», – пообещал Тимофей и сразу стало понятно, что говорит он совершенно серьезно. Меня охватила эйфория, совсем недавно я даже не мечтал о таких суммах. Я сделал солвер и продал его Трутеллеру и Раулю. И тут уже могу уверенно заявить, что у нас все получилось. Как я уже говорил, в холдеме прогресс оценить было очень сложно, а в 2-7 мои клиенты вообще не играли до солвера. С его помощью они стали лучшими в мире. Экшен строился вокруг Гаса Хансена на столах $2k/$4k, но и с другими регулярами они успели поиграть. Через год-полтора с Раулем уже никто не играл. Из-за обмена карт 2-7 сложнее просчитать, чем холдем. Мы знаем свои сброшенные карты, а соперник только их количество. Я писал солвер исключительно для хедз-апа, в котором и был основной экшен. Но для 6-макса его тоже можно было использовать с некоторыми ограничениями. Например, можно было получить оптимальную стратегию защиты на большом блайнде, если задать префлоп диапазоны.

42665-1708126445.webp

О заработке

Благодаря солверу я действительно заработал свой первый миллион. Сначала мы договорились, что у меня будет 40% от результатов в 2-7, но потом снизили мою долю. Я не мог получать 40% от их прибыли, так как они играли $2k/$4k, а мой банкролл был около $100k. Был еще вариант фиксированной оплаты, но в 2-7 слишком большая дисперсия, и экшен мог прекратиться в любой момент. В итоге остановились на достаточно сложной схеме. Каждые полгода изучали базу Трутеллера, выписывали список соперников и сколько раздач он с ними сыграл и прикидывали реальный винрейт против каждого. Потом считали мой «честный» процент, с учетом того, что я должен получить 40% от ожидания, но при этом сам ничем не рискую, если бы вдруг он сыграл в минус. То есть мы хотели избежать ситуаций, когда он проигрывает одним соперникам, выигрывает у других, а я за счет фриролла получаю какой-то очевидно несправедливый процент от его прибыли.

Деньги быстро вскружили мне голову. В 2012-м я сам играл в покер профессионально с банкроллом $20k, а к концу 2014-го у меня уже был тот самый миллион. Я просто не знал, что делать с такими деньгами. Моя жизнь никак не изменилась, я продолжил жить в московской квартире и не планировал делать крупные покупки. Казалось, я обеспечил себя до конца жизни. Все это привело к потере мотивации, мне не хотелось ничего делать, я перестал стремиться к новым знаниям. Целыми днями играл в «Доту», за 2014-й наиграл около 2,000 часов. Справиться с этим состоянием помогли два обстоятельства. Со временем я понял, что достойная оплата своего труда дает мне ощущение, что я делаю что-то хорошее и полезное. А второе – чтобы понять ценность денег, нужно научиться их тратить. Когда я преодолел этот порог, мне снова захотелось работать и зарабатывать еще больше.

Жизнь не особо интересна, когда знаешь, что у тебя есть деньги на ближайшие 30 лет и можно ничего не делать. Еще я долгое время отгонял от себя мысль, что в мире тысячи людей гораздо успешнее меня – игроки, бизнесмены, да хотя бы создатели публичных солверов, например, GTO Wizard. У них, кстати, потрясающий продукт и, по слухам, заработали они на нем очень много. Но потом, наоборот, убедил себя, что это должно послужить мне примером. Даже когда я заработал свой первый миллион, я не стал самым богатым и самым умным. Понадобятся годы работы и множество рискованных решений, прежде чем я смогу хотя бы приблизиться к этому. Такие мысли действуют отрезвляюще.

В теме на 2+2 Алекс «Kanu» Миллар поделился своими воспоминаниями о работе с солвером Олега:

Отличное интервью. Забавный факт, я был одним из первых, кто получил доступ к солверу, при этом почти никогда не изучал в нем хедз-ап. К тому моменту, когда у меня появился солвер Олега, экшен в ХА мне давали только Айк и Sauce. Джангл тогда вообще не играл на Старзах, а Даг еще не взлетел на вершину (хотя успел сделать пару неудачных выстрелов против меня, но много мы никогда не играли). Я точно знаю, что Sauce с отцом участвовали в соревнованиях покерных ботов, про Айка тоже всегда были подозрения, что у него либо уже есть софт, либо он принимает активное участие в его разработке. Так что матчи с ними казались мне просто битвой ботов, что меня не особо привлекало. Потом мои подозрения так и не подтвердились, похоже, солверов у них тогда все-таки не было, так что, возможно, стоило с ними играть.

42664-1708126443.webp

Я внимательно следил за научными исследованиями в этой области, изучал публикации про солверы и предполагал, что другие топ-реги тоже будут двигаться в этом направлении. Тут я их переоценил.

В общем, я сосредоточился на 6-максе, и совместно с одним игроком мы выполнили невероятный объём работы, изучая разные ситуации. Насколько помню, Олегу мы платили за каждый расчет флопа, причем на один флоп уходило несколько дней. Поэтому мы старались рассчитывать минимум спотов, основное внимание уделяли разработке новых концепций и часто находили большие пробелы в собственной стратегии. Общий объём моих заметок с анализом и мыслями перевалили за сотни тысяч слов (возможно, даже больше, уже не помню). Не буду скрывать, период до появления общедоступных солверов был для меня очень удачным.

Сейчас, когда на основе солверов производится множество обучающих материалов, сложно понять наши эмоции. Совершенно внезапно мы получили доступ к огромному объему новой информации и надо было решать, на чем именно сосредоточиться – какие новые концепции можно найти и как все это применить в игре. Сначала я хотел досконально разобраться в каждой ситуации, думал, это поможет лучше понять игру. Например, потратил кучу времени, пытаясь разобраться, почему с KhQs нужно ставить гораздо чаще, чем с KsQh на каком-то случайном флопе. К счастью, быстро осознал неэффективность такого подхода. Успел исписать несколько страниц с анализом одного флопа, пока не понял, что после этого придется анализировать более 40 тернов и тысячи риверов. Подозреваю, что сейчас объем информации, который мы получали за месяцы работы, можно получить, посмотрев часовой обучающий ролик. Но мне удалось понять несколько важных концепций раньше других, что дало значительный перевес над соперниками.

Я поднимался по лимитам, когда не только не было солверов, а многие вообще сомневались, что в покере есть место GTO. Я сам играл $25/$50, не имея никакого представления о равновесии Нэша. Когда узнал об этой стороне покера, смог стать одним из лучших хедз-ап игроков мира. Я был одним из первых, кто еще до солверов пытался применить концепции GTO в игре, причем у меня даже не было уверенности, что эти концепции правильные.

В то время было намного больше экшена, потому что у игроков были совершенно разные подходы, и каждый считал именно свой подход правильным. Покер был битвой идей. И чтобы стать лучшим, нужно было не только научиться правильно использовать свои навыки за столами, но одновременно эксплойтить ошибки соперников. Зубрить диапазоны у меня никогда не получалось, и мне это было не особо интересно. Уверен, что по этой причине современные игроки играют гораздо ближе к солверу. Я бы так не смог, даже если бы остался в игре.

В то, что солверы дают точные решения, я поверил почти сразу. Уже не помню, как обосновывал это для себя, но я интересовался темой, следил за публикациями, и знал, что Олег использует в своем солвере этот же метод. Кроме этого, солвер подтвердил несколько концепций, до которых я успел дойти самостоятельно. Олег рассказывал в интервью о чем-то похожем на примере Трутеллера и спаренных тернов. Благодаря работе в солвере я узнал много нового, потом начал разбираться, почему надо играть именно так. Естественно, уверенность в игре взлетела до небес. До солверов у всех были стандартные сайзинги контбета, которые почти никак не зависели от текстуры доски. То, что у меня появился шанс разобраться, в каких ситуациях можно использовать разные сайзинги, и как они зависят от взаимодействий диапазонов, стало для меня настоящим прорывом в работе над игрой.