Когда вы на высоте – все ваши друзья узнают о вас, когда вы на дне – вы узнаете все о своих друзьях

Нет смысла еще раз пережевывать все детали краха Full Tilt. Большинство фактов и последствий широко известны. Думаю, я знаю гораздо больше, чем остальные, потому что мой друг Джек Бинион рассматривал возможность покупки FT и подробно изучил ситуацию. Хочу сразу оговориться, что не претендую на истину в последней инстанции, а всего лишь высказываю собственное мнение. Мы живем в Америке, и каждый может верить, во что он хочет.

Можно ли обвинять FT в чудовищной халатности и жутких ошибках в управлении? Да, безусловно. Но что все-таки произошло и почему? Насколько я понимаю, никому неизвестный в покерном мире человек по имени Рэй Битар был очень хорошим другом крупнейшего акционера FT Криса Фергюсона. По рекомендации Фергюсона Битара назначили генеральным директором компании и вписали его фамилию во все документы, банковские счета и т.д.

Битар и Ледерер добились выдающихся результатов в рекламе и маркетинге FT. Ледерер занял должность президента FT и внес заметный вклад в стремительный рост компании. Но не забывайте, что это было в 2008, и через год Ледерер ушел с руководящих позиций. Битар остался у власти и был в курсе всей внутренней кухни FT.

Еще был совет директоров, я не знаю точно, кто туда входил, но он состоял из акционеров FT. Важно, что они были игроками в покер, а не менеджерами. Сказать по правде, игроки в покер – ужасные бизнесмены, и я не исключение. Почему они не решились нанять высококлассного профессионала для развития и управления бизнесом? Насколько я знаю, на этот вопрос так никто и не ответил.

О приключениях Дойла Брансона на ниве предпринимательства мы писали в статье про его друга «Чип Риз: настоящий джентльмен на краю пропасти»:

За пределами покерного стола Чип и Дойл стали хорошими друзьями и партнерами по бизнесу. Правда, по словам самого Дойла, далеко не все совместные инвестиции приносили им прибыль: «У нас было несколько скаковых лошадей, на которых мы потеряли много денег. Еще мы вложились в поиски “Титаника” и почти нашли его, но у нас закончились деньги. Это обошлось нам в $20,000 или $30,000 каждому [в долларах семидесятых годов – прим. ред.]. Мы собирали экспедицию на поиски Ноева Ковчега и даже получили часть корабля. Еще у нас был номер, начинающийся на “1-900” для спортивных ставок. Однажды мы вложили деньги в ChewBrush – жевательную резинку, которая чистит зубы. Но главным фиаско стал христианский телеканал. Мы связались с одним сомнительным парнем из Алабамы и не смогли вовремя от него избавиться».

Под руководством Битара бизнес развивался, и сайт начал выплачивать акционерам огромные дивиденды. Стали бы вы на месте акционеров сомневаться в действиях руководства, которое ежемесячно переводило вам сотни тысяч долларов? Сомневаюсь. Я бы точно не стал, я бы радовался жизни!

Как именно FT потеряли все свои деньги, мне не до конца понятно. Что-то там про системы электронных переводов, чеки, которые они не смогли обналичить и т.д. Они потеряли возможность зачислять деньги на счета сайта. Управлял всем Битар, конечно, это он принял ряд плохих решений. Он привел компанию к финансовым потерям, но ничего не сказал акционерам, понадеявшись, что сможет с этим справиться. И продолжал выплачивать им крупные дивиденды, создавая иллюзию, что все в порядке. Битар, безусловно, очень умный парень, и, возможно, он бы справился с проблемами, но случилась «черная пятница», и все раскрылось.

Правительство заморозило все счета и конфисковало всю доступную наличность компании. Акционеры дружно заявили, что не имели представления о финансовых трудностях. Думаю, почти все сказали Минюсту, что ничего не знали о реальном положении дел в FT. А учитывая риск попасть под обвинение в даче ложных показаний государственным органам, можно с уверенностью утверждать, что они сказали правду.

Я никого не оправдываю и не хочу никого обвинять. Возможно, мы так никогда и не узнаем версию событий, которая всех устроит. Кажется невероятным, что никто из совета директоров или основных акционеров не занялся подробным расследованием ситуации в миллиардной компании. Похоже, что Битар, Ледерер и Фергюсон приняли весь огонь на себя. Фергюсон очень доверял своему приятелю Битару. Все считают, что Ледерер продолжал управлять компанией, хотя он уволился два или три года назад. Я общался с Ледерером в последние несколько месяцев. Можете назвать меня старым техасским олухом, но когда тот, кому я доверял, кого уважал и знал много лет, смотрит мне прямо в глаза и говорит, что ничего не знал о финансовых проблемах – я ему верю. Я не разговаривал с Фергюсоном, но насколько я понимаю, он говорит то же самое, что и Ледерер. Есть, по крайней мере, еще 4 акционера, доля которых была больше, чем у Ледерера. Где были они? Они тоже должны понести ответственность, если Ледерер и Фергюсон на самом деле ничего не знали о финансовой ситуации.

Все это время меня занимал один главный вопрос – где был финансовый директор? Когда я представлял Doylesroom, я не имел никакого отношения к управлению, но знал, что есть финансовый директор, который постоянно следит за тем, чтобы 110% средств игроков лежали на отдельном счете. Поэтому, когда Doylesroom закрыли, деньги для игроков сразу нашлись. Почему совет директоров и акционеры FT были не в курсе, что компания абсолютно безответственно относится к финансам?

Еще один вопрос, оставшийся без ответа – где была игорная комиссия Олдерни? Они выдали FT лицензию и, конечно, должны были следить, чтобы средства игроков были в полной безопасности. Перед своим закрытием Doylesroom пытались получить лицензию на Мальте, и одним из требований было наличие суммы, покрывающей баланс на счетах игроков.

Я помню, как FT выпустили заявление, что ведут переговоры о сделке по продаже компании и выплатах игрокам. Сделка так до сих пор и не заключена, что тут еще можно добавить? Если вы никогда не фигурировали в федеральном расследовании, вам этого не понять. Когда вам грозит тюрьма, а адвокаты советуют хранить молчание, вы бы стали открывать рот? Когда правительство говорит «все, что вы скажете, может и будет использовано против вас», это и имеется в виду. Федеральные агентства не раз это доказали. Вне зависимости от того, говорите вы что-то или утаиваете. Они проведут тщательное и полное расследование. Уверен, что после закрытия дела Минюстом, правда станет общедоступной.

Я не юрист, но со времен колледжа помню, что слово «умысел» всегда имело большое значение. Тем, кто думает, что FT были финансовой пирамидой, советую задуматься о покупке домика на берегу океана в штате Канзас. FT была очень успешной компанией, которая каждый месяц выплачивала акционерам миллионы долларов. Кто в здравом уме подумает, что они разрушили это все нелегальными денежными переводами? Конечно, нет. Значит в их действиях все эти годы не было злого умысла. Потом, когда возникли финансовые проблемы, генеральный директор попытался скрыть свои ошибки, продолжая выплачивать огромные дивиденды. Рэй Битар, безусловно, был в курсе ситуации и должен ответить за свои действия. Вы можете верить или не верить в то, что Крис Фергюсон и Говард Ледерер обо всем знали. Я в курсе, что почти весь покерный мир жаждет крови, и все уверены, что они знали. Я уверен, что на этот вопрос ответит время.

Насколько я знаю, до черной пятницы все акционеры FT были моими друзьями. Несмотря на ужасные ошибки и плохой менеджмент, я уверен, что злого умысла в их действиях не было. Несмотря на судебный иск от крупнейшего акционера, из-за которого сорвалась сделка по продаже, и несмотря на то, что они пытались спасти компанию, продолжая работу за пределами США, они все равно остаются самими собой.

Я не хочу брать в руки бейсбольную биту и целиться им в область паха, и не хочу, чтобы двери в покерный мир для них навсегда закрылись. Где заканчивается уровень ответственности? Я не знаю. Но я знаю, что все люди из FT были и остаются моими друзьями.

Еще я помню выражение, которое прочитал в самой популярной книге мира: «Кто без греха, пусть первым бросит в меня камень».

Да пребудет с вами флоп!

Дойл Брансон.

На форуме 2+2 блог Дойла не вызвал особого восторга (http://forumserver.twoplustwo.com/29/news-views-gossip/doyles-blog-ft-1169998/).

«Интересно было почитать, но Дойлу лучше оставаться просто легендой», – написал (http://forumserver.twoplustwo.com/showpost.php?p=31652028&postcount=7) R*R.

«Он же сам признался, что ничего не понимает в бизнесе. Неудивительно, что и тут сильно ошибается», – согласился (http://forumserver.twoplustwo.com/showpost.php?p=31653105&postcount=19) mother_brain.

«Вероятно, Дойл сейчас пел бы иначе, если бы на Full Tilt зависло 80% сбережений его семьи», – поддержал (http://forumserver.twoplustwo.com/showpost.php?p=31659534&postcount=74) общий настрой gopheresque.

Даниэль Негреану, отметившийся в последнее время несколькими агрессивными выступлениями в адрес бывших руководителей FTP, тоже занял в твиттере сторону пользователей 2+2: «TexDolly, твой приятель Говард знал, что FTP принимали депозиты ПОСЛЕ “черной пятницы”. Это мошенничество, и такое нельзя прощать. Подобным действиям нельзя найти оправдания».

Затронул эту тему Даниэль и в своем последнем видеоблоге.

2:41 – 6:55

После моего прошлого видеоблога Дойл Брансон, которого я уважаю, тоже решил высказаться на тему FTP. Очевидно, он все это написал под влиянием дружбы и личных связей с действующими лицами. Я никогда не считал Говарда Ледерера и Криса Фергюсона своими друзьями. Рэя Битара я вообще плохо знаю, и он мне никогда не нравился. Говарда я всегда считал высокомерным мудаком. А Крис в прошлом дважды позволял себе абсолютно недопустимые вещи. Первый случай зафиксирован на аудиокассете, а во второй раз он пообещал, что перестанет кое-что делать, хотя даже не планировал, и, конечно, не сдержал слово.

Хочу отметить одну важную вещь. Когда Рус Гамильтон был уличен в мошенничестве, Барри Гринстайн выступил в его защиту. Думаю, это было ошибкой. Сейчас Дойл тоже заявил, что Говард смотрел ему прямо в глаза и сказал, что ничего не знал до «черной пятницы». Но этот вопрос нас вообще не должен интересовать, мы не можем точно знать, как было на самом деле. Я бы хотел, чтобы Дойл задал Говарду другой вопрос. После «черной пятницы», когда выяснилось, что компания неплатежеспособна, они продолжали предлагать игрокам со всего мира различные бонусы, прекрасно зная, что у компании есть долги. Об этом он точно знал. Неважно, насколько они были близки к заключению сделки, так нельзя вести дела.

Они должны были прекратить работу и сосредоточиться на заключении сделки. Вместо этого они, по слухам, занимались шоппингом. Они были в курсе, что у компании нет денег, но игроки продолжали делать депозиты. Они должны были собраться вместе, посмотреть друг другу в глаза и сказать: «Что нам делать? Мы можем поступить правильно, быть честными и сказать людям правду. Или попытаться спасти ситуацию, не сообщая клиентам, что рискуем их деньгами». В этот момент можно было сделать правильный выбор, либо поступить так, как они.

Другой вопрос, почему именно Говард Ледерер, Крис Фергюсон и Рэй Битар стали главными обвиняемыми. Очевидно, что именно они принимали основные решения, и именно им предъявил обвинения Минюст. Был еще один член совета директоров, который не стал молчать, я имею в виду Рэйфа Ферста.

Дойл, еще ты написал, что любые слова «могут и будут использованы против вас». Но тут ответ простой – если вы ни в чем не виноваты, просто говорите правду. Правда никак не может навредить. Расскажите, что знаете, если это одобрили ваши пиарщики и адвокаты. Рэйф так и сделал. Я не понимаю, почему эта троица до сих пор хранит молчание, с моей точки зрения, этому нет оправдания.

Еще ты привел цитату из Библии, типа «кто безгрешен, пусть первым бросит в меня камень». Ну, ок, я вполне могу бросить этот камень. Мне нечего скрывать, я никого не обманывал в денежных вопросах. Так что я легко могу кинуть этот камень, не опасаясь, что он вернется ко мне.

Сам Дойл поблагодарил читателей: «Спасибо всем за комментарии к моему блогу. Мнения разделились примерно 50 на 50. Скоро я напишу еще один, где поясню свою точку зрения».

Чуть позже Дойл добавил, что имел в виду не 2+2, где почти все без исключения восприняли запись негативно, а добродушных читателей своего твиттера. Брансон также рассказал, что у него на FTP зависло $28,000, у сына – $30,000, а у дочери – $5,000.