Ведущая подкаста «The Grid» Дженнифер Шахаде просит гостей рассказать какую-нибудь памятную раздачу. Ее цель – записать 169 эпизодов, по количеству стартовых рук в холдеме без учета мастей. На данный момент вышло 10 эпизодов, тузы и 72о уже заняты.

Одним из недавних гостей стал известный хайроллер и специалист микс-игр Джейк «JLlama» Абдалла. Он закрыл дорогу потенциальным участникам, которые мечтали поделиться раздачей с 8x 2x . Несколько лет назад с такой рукой Джейк оказался в хедз-апе с Филом Айви, который тогда еще находился на пике славы.

График Джейка на PokerStars.

– Привет Джейк, спасибо, что пришел. Расскажи про эту раздачу, когда и где она произошла?

– В 2014-м и 2015-м мы с Филом играли очень много хедз-апов в 8 игр на PokerStars и Full Tilt. Играли с сайдбетом, то есть ставки были существенно выше, чем заявленные в клиенте. Эта раздача произошла во время одной из наших многочисленных сессий.

– Вы играли за 6-макс столом?

– Да, но кроме нас никого не было. Забавно, как работает память. Я специально проверял историю раздач, до этого был уверен, что мы играли за хедз-ап столом FullTilt, а оказалось, что это произошло за 6-максом на Старзах.

– Я не играю миксы, игроки твоего уровня делают какие-то сложные подстройки для безлимитного холдема или играете как обычно?

– В 2012-м я целый год играл исключительно хедз-ап NL, а в миксы перешел только в 2013-м. Поэтому у меня было достаточно опыта, и против Айви NL был одним из самых плюсовых в миксе. Вообще каждую разновидность я рассматривал как отдельную игру со своей стратегией и нотсами, поэтому мне перестроиться было несложно.

– Давай уже перейдем к раздаче.

– Играли хедз-ап, я на ВВ со стеком $25k, у Фила $70k, блайнды $100/$200, то есть у меня 125 бб. Фил открылся минирейзом, я с 8s 2s решил поставить 3-бет. В то время у меня была очень полярная стратегия 3-бетов в таких ситуациях. Я оценивал, насколько широко открывается оппонент, и ставил 3-беты со всеми плохими руками, которые не хотел выбрасывать. С некоторыми хорошими руками, естественно, тоже трибетил, но почти все слабые одномастные руки попадали в категорию 3-бетов.

– То есть с ними ты играл исключительно 3-бетами?

– С мастевыми всегда переставлял, а со слабыми разномастными миксовал – иногда выбрасывал, иногда 3-бетил. Сегодня солверы советуют играть разнообразнее, но в те годы такая стратегия была очень эффективной.

– Он заколлировал?

– Да, он сделал рейз $400, я переставил до $1,400, в банке $2,800. Флоп Qh Th 4d , у меня вообще ничего, кроме плохих бэкдоров. Я прочекал, давая понять, что этот банк мне уже неинтересен. Но Фил этого не понял и тоже сыграл чеком. Я посмотрел бесплатный терн Jd , эта карта показалась мне подходящей для ставки. На флопе он мог сыграть чек-бихайнд с воздухом, а у меня в диапазоне были все Ax Kx . Сейчас я бы иногда с ними ставил, но в те годы на таких флопах всегда уводил в чек, к тому же теперь я блокировал 8x 9x . Я поставил примерно 2/3 банка, Фил заплатил. Ривер Ad , закрылось бэкдорное флеш-дро и стрит на любого короля. Я задумался – он мог сыграть коллом с королем на терне, с флеш-дро тоже, и у него могло быть много рук, с которыми он меня лайтово вскроет. Поэтому решил не доблефовывать. Фил тоже немного подумал, прочекал, и внезапно банк поехал ко мне. Примерно $6,500 без учета сайдбета, я даже подумал, что в софте произошел какой-то сбой. Посмотрел реплей, у него были 5h 3h .

– Круто, наверное, одна из самых памятных раздач против Айви?

– Да, на ривере я думал, что у меня 0% победить на вскрытии. На флопе Фил поймал низкое флеш-дро и решил не ставить, это нормально, хотя я, скорее всего, играл бы бетом. На ривере он тоже не стал ставить, видимо, его смутил тайминг моих раздумий перед чеком.

– Ты говорил, что вы пару раз общались по скайпу, но вряд ли прямо во время игры? Он как-то мог тебя прочитать?

– Да, во время игры мы общались всего пару раз, иначе я бы не согласился. Предпочитаю играть против Фила, спрятавшись за монитором, чтобы у него не было шанса проявить свои суперспособности чтения мыслей по глазам. Подозреваю, что он бы поставил ривер, если бы мы стримили игру друг другу.

– Ты часто ставишь в такой ситуации с плохими руками типа 8-хай?

– Это зависит от количества блефов в моем диапазоне после чека флопа и ставки терна. В конкретной раздаче, вероятно, их не так много, поэтому это подходящий спот для продолжения блефа. Со множеством слабых рук я бы не ставил терн, но поставил бы ривер. Поэтому 82s – один из лучших вариантов для ставки ривера, но в тот момент я решил, что он будет коллировать меня чаще, чем мне нужно для плюсовости блефа. Еще я часто играл с генератором случайных чисел, к которому обращался для принятия решений. Это помогает избежать характерных эксплойтных признаков, и соперникам не так просто получить ридсы. Но я уже не помню, использовал ли его именно в той раздаче, думаю, шансы примерно 50 на 50.

– То есть, допустим, в каком-то споте ты ставишь 80% и чекаешь 20%. Если на генераторе выпадали значения от 21 до 99 – ты ставил, а от 1 до 20 – чекал, так ты его использовал?

– Да, все верно.

– Вживую ты играешь не так часто, но что ты делал, когда такая необходимость возникала в офлайне?

– Там это намного сложнее, кто-то использует стрелку часов, кто-то загадывает по мастям еще до раздачи, например, вы загадываете блеф, если старшая карта на доске будет трефой. Но я бы не советовал делать этого, требует слишком больших усилий, а в офлайне множество других моментов, на которые стоит обратить внимание.

– Расскажи о вашей динамике с Айви.

– Я постепенно поднимался по лимитам и со временем был готов играть хедз-апы практически с кем угодно. Однажды он подсел, в то время он еще считался лучшим, но я решил рискнуть. Мы наиграли приличную дистанцию, у меня появилось достаточно данных для статистического анализа нашей базы. Это помогло мне понять, как он играет в разные игры. Я пришел к выводу, что могу комфортно продолжать. На тот момент он обыгрывал меня в 5 игр из 8, но в каждой у него был небольшой плюс, в одну игру незначительное преимущество было на моей стороне, а в PLO и NLHE я играл с огромным плюсом, очевидно, что эти матчи были очень выгодными. Через год или два я пересматривал наши раздачи и понял, насколько плохо играл в некоторые игры. Матчи с ним помогли мне стать намного сильнее, особенно в лимитные игры.

– Можешь назвать, в какие игры они были наиболее полезны?

– Во все стад-игры и в лимитный холдем, в который у меня было много опыта, но его игра сильно отличалась от всех моих предыдущих соперников. Фил 3-бетил чуть меньше половины всех рук, хотя тогда стандартом было – чуть больше 25%. Сначала этот стиль немного выбил меня из колеи, но потом многому научил. В омаху-8 и трипл-дро за время наших поединков я тоже стал играть сильнее, но наибольшего прогресса добился все же в стад и стад-8. Сначала я играл ощутимо хуже Фила, некоторые действия до этих матчей вообще не приходили мне в голову. Пришлось провести много времени вне стола, чтобы понять, как применить их в своей игре или найти противодействие.

– Ты уже упомянул 50% 3-бет, а можешь привести еще какие-то примеры?

– В стад-игры он тоже ставил очень много 2-бетов, там первая ставка называется комплит, но по сути это аналогично рейзу и 3-бету. Я потом использовал этот стиль против определенных игроков, которые много открывались, но 4-беты ставили редко и на следующих улицах действовали не столь агрессивно. Такой подход требует очень агрессивной игры на префлопе и 4-й улице. Если соперник играет слишком лузово, и вы отвечаете ему дополнительной агрессией с верхом диапазона, тогда сможете выигрывать большие банки, которые компенсирует множество средних потов, которые вы будете проигрывать без вскрытия.

– Ты упомянул, что вы общались с Айви, вы хорошо знакомы?

– Мы разговаривали время от времени по скайпу, но друзьями не были. Однажды он набрал мне, мы поговорили две минуты, и он между делом упомянул, что в данный момент играет с Изильдуром. Но с тех пор мы практически не общались.

– Расскажи подробнее про ваш кроссбук?

– Мы играли хедз-апы и просто увеличивали ставки, которые были доступны в онлайне. Размер кроссбука менялся от сессии к сессии, в тот раз, кажется, играли 5х, то есть с 8-хай я выиграл банк около $30k.

– В таких играх все строится на доверии?

– Да, как и вообще множество сделок на хайстейкс. Комьюнити относительно маленькое, если игрок будет замечен в чем-то сомнительном, остальные об этом быстро узнают. Но кроссбуки не такое уж частое явление, многих устраивают лимиты, которые доступны в клиенте.

– Как ты отреагировал, когда выиграл с 8-хай, что-нибудь прокричал, кому-то похвастался?

– Уже не помню, наверное воскликнул что-то типа «Ого, невероятно». В соседней комнате обычно сидела жена, которая слышала подобные возгласы постоянно. Она точно не обратила на это никакого внимания, но я отправил раздачу паре друзей.

– Кажется, у тебя не было никакого страха перед Айви? Это связано с тем, что и до этого ты уже добился больших успехов в онлайне?

– Да, это помогло, а еще у меня была программа, аналогичная трекеру, но для лимитных игр. Я мог изучать статистику стад-игр и трипл-дро, очень много работал вне столов, анализировал игру соперников – частоту рейзов, 4-бетов, на каких улицах они чаще выбрасывают, на каких склонны к рейзам. Перед каждой сессией у меня был детальный план на каждую игру, очень много нотсов, стратегия игры на префлопе и так далее. И я постоянно вносил поправки, в зависимости от изменений в игре соперников. Игра Айви со временем сильно менялась, к концу он стал намного сильнее в NL и PLO, но для меня они все равно оставались самыми выгодными.

– Как вашу раздачу сыграли бы сегодняшние специалисты хедз-апа?

– В современном покере будут реже 3-бетить с 8x 2x , а сайзинг 3-бета будет больше, особенно в глубине 100 бб+. Как сыграют с 53s я сам не уверен, могут выбросить, заколлировать или даже поставить 4-бет. Мой чек на флопе вполне разумен, можно было бы сделать небольшую ставку с бэкдорным флеш-дро. С 53s, думаю, многие поставят, потому что у этой руки достаточно эквити для колла чек-рейза, фолд нас тоже устроит. Но и чек имеет право на существование, полагаю, солверы скажут играть чеком в 20%. На ривере, наверное, кто-то должен блефовать, и этот игрок, скорее всего, выиграет раздачу, ха-ха.

– На что бы ты посоветовал обратить внимание игрокам, которые задумываются об изучении микс-игр? Ты же и сам пришел в них из NL.

– Я бы советовал начинать с 2-7 с тройным обменом, эта игра есть во многих миксах, и на ней основаны другие игры с обменом, в которые часто играют в офлайне – А-5 лоуболл, бадуги, бадуси и бадэйси. Потом я бы изучал разз, стад и стад-8, в таком порядке, потому что стад-8 – комбинация двух других игр. В лимитных играх придется привыкнуть, что вы будете часто доходить до шоудауна и в некоторых ситуациях придется делать колл, хотя почти всегда будете проигрывать. Шансы банка будут такими, что сопернику достаточно иметь в диапазоне меньше 10% блефов, чтобы оправдать ваш колл.

– 2-7 – твоя любимая игра?

– Не скажу, что у меня есть любимая игра. В 2-7 не так сложно подняться на высокий уровень. Даже игроки, у которых нет регулярной практики, играют не так уж плохо. Но чтобы стать по-настоящему сильным, нужно очень много работать, а выгода будет незначительной. Правда, в 2019-м уже нигде нет существенного перевеса, поэтому имеет смысл стремиться стать лучшим в любой игре.

– Как думаешь, обучение 2-7 может как-то помочь в основной игре?

– Отличия от NL очень большие, опыт лимитных игр полезен при изучении других лимитных игр, а бигбет игры помогают, когда осваиваешь новые бигбет разновидности. Слишком разная стратегия ставок, а это влияет на эквити. 2-7 – хороший старт для изучения остальных лимитных игр, но вряд ли она поможет стать лучше в NL.

– В последнее время ты не так часто играешь в покер, чем сейчас занимаешься?

– В онлайне не играл со SCOOP 2017, уже больше двух лет. Достаточно много играю в Вегасе во время Мировой серии, в остальное время в офлайн выбираюсь не чаще раза в месяц. Сейчас много времени уделяю инвестициям и бизнес-проектам. Помог другу организовать компанию по переработке семян конопли в масла и порошки. Проект получился очень успешным, компания стала одной из крупнейших в мире.

– Тебе этого хватает или скучаешь по покеру?

– Больше всего скучаю по хедз-ап битвам в онлайне. Это было очень интересно, и всегда хватало материала для анализа, чтобы лучше подготовиться к очередному матчу. В хедз-апе постоянный экшен, играешь почти все руки, на префлопе ничего не выбрасываешь, все время придумываешь контрстратегии, потом применяешь их на практике и подстраиваешься. Проблема в том, что мне стало просто невозможно найти игру. Многие американские игроки вообще бросили покер, некоторые переехали, но часть из них обанкротилась, а другие стали слишком сильными. На хайстейкс перестала поступать свежая кровь. В конце карьеры мне давали экшен только ребята из топ-5 онлайна. Ожидание значительно снизилось, а чтобы их обыгрывать, приходилось работать в два раза усерднее. Плюс мне надо было постоянно выезжать за пределы США, чтобы играть высокие лимиты, и со временем я просто потерял к этому интерес.

– Спасибо Джейк, ты установил планку очень высоко – обыграл самого Фила Айви с 8x 2x , это будет сложно превзойти.

– Тебе стоит пригласить Фила, пусть расскажет про 5x 3x .

– Как думаешь, какие шансы, что он согласится?

– Если не попробуешь его позвать, точно не согласится.

– Это правда, но сегодня речь о тебе. Ты играл во все игры и во все выигрывал, но об этом мало кто знает, потому что у тебя нет браслета.

– Я почти не играю турниры, 3-4 года назад был финальный стол в Dealer’s choice, а постоянно играю только чемпионат за $50k.