– Привет, r/poker! Это Стивен Чидвик. Я играю дорогие MTT и на данный момент занимаю второе место в списке самых успешных игроков в истории. За всю карьеру я выиграл в турнирах чуть более $76 млн. Когда не играю в покер, я провожу время с семьей, путешествую и занимаюсь скалолазанием.

Спрашивайте что угодно!

– Привет, Стивен. За карьеру ты выиграл в турнирах $76 млн. А какой чистый профит?

– У меня нет точных данных о том, сколько я заработал в начале карьеры. Думаю, за все время где-то в районе $5-10 млн.

Этот ответ стал самым залайканным и обсуждаемым. Через несколько дней Стивен опубликовал в твиттере дополнение.

– Чтобы заработать приличное EV, нужно очень много играть, – написал он в одном из пунктов. – Даже если бы у меня была достаточная дистанция (а это не так), чтобы точно оценить ROI, существует еще один фактор, который сильно искажает результаты.

С тех пор, как я подробно записываю свои результаты, мой средний бай-ин чуть выше $40k (это за последние 9 лет/~1450 входов). За это время я играл турниры от $2k до $1.3млн (£1 млн).

Верх загрузки сильнее влияет на общие результаты. Хоть я и попадал в призы в самых дорогих турнирах, скорее всего, в целом мне в них не складывалось, а в дешевых, наоборот, хорошо заходило. Например, Джастин (Ред. – Бономо) и Брин (Ред. – Кенни) показали отличные результаты сразу в нескольких турнирах с гигантскими бай-инами, поэтому их ROI будет намного выше.

В пересчете на бай-ины мой ROI больше 30% с учетом всех ребаев, максимально поздних входов и так далее. Предполагаю, что мой реальный ROI ниже. Очевидно, он должен быть больше на низких лимитах и ниже на хайстейкс.

Все это объясняет, почему профессиональные игроки продают и меняются долями в турнирах – чтобы снизить риски и сгладить дисперсию.

– Тебе не кажется, что разница в скилле между регами и любителями в самых дорогих турнирах (250k+) постепенно сокращается? Со стороны кажется, что там осталось буквально пара человек, которых можно по-настоящему эксплойтить.

– Если и снижается, то совсем незначительно. Уровень любителей подрос, но и профессионалы стали сильнее. Просто эксплойты теперь более тонкие, зрителям их заметить сложнее, но они все еще есть.

– В чем основная разница между дешевыми килополями и дорогими турнирами хайроллеров?

– Самая большая разница – разнообразие стилей, которые встречаются в килополях. В любом хайроллере у меня, скорее всего, есть какая-то история со всеми соперниками, поэтому шоудауны вряд ли дадут мне новую информацию. В недорогих турнирах очень важно следить за раздачами, в которых вы не участвуете. Это поможет получить информацию, которую вы потом сможете использовать для важных подстроек, недоступных в хайроллерах.

– Ты согласен, что для здоровой экосистемы в покере требуется постоянный приток слабых игроков и лудоманов? А есть еще бамхантинг. В таких условиях разве можно ожидать, что покер когда-нибудь перестанет ассоциироваться с казино? Возможно ли такое, что его начнут уважать наравне с шахматами?

– В покере много разных экосистем. Например, имидж турниров и кэша кардинально разный.

Я действительно считаю, что покер может считаться интеллектуальным видом спорта, так его все чаще и воспринимают. В Индии ежегодно проходят командные соревнования, участие в них абсолютно бесплатное, проводятся отборочные турниры, потом игроки объединяются в команды и соревнуются в различных форматах. Такой формат набирает десятки миллионов просмотров. Шоу типа Game of gold тоже рассчитаны на широкую аудиторию. В бизнесе покер тоже все чаще используется для обучения критическому мышлению, теории игр, работе с неполной информацией и т. д.

Конечно, я бы хотел, чтобы эта тенденция сохранилась. Лудомания, гэмблинг, бамхантинг тоже никуда не исчезнут. Но мне кажется, эти аспекты можно разделять.

– Вопрос человеку, игравшему в покер и до, и после широкого распространения солверов. Какой скилл в современных MTT недооценивают?

– Хороший вопрос. Думаю, умение задавать соперникам точные диапазоны и продумывать ход раздачи, исходя из базовых знаний, которые включают в себя интуицию. Легко найти «ответ» в солвере, но иногда стоит погрузиться в то, как люди играют и подстраиваются в реальности. Солвер не учитывает множество факторов.

Иногда я пытаюсь угадывать точные руки соперников, если сам не участвую в раздаче. Бывает, что попадаю достаточно точно, но, порой, шоудауны становятся для меня полным сюрпризом.

– Самый важный вопрос – как долго ты отращиваешь усы?

– До максимальной длины обычно примерно четыре месяца.

– У тебя есть какие-нибудь предыгровые ритуалы?

– Для меня на первом месте сон. Люблю перед стартом игры провести какое-то время на солнце и размяться, но это не всегда возможно. Если известна рассадка, стараюсь вспомнить, что я знаю о соперниках, и составить общий план на игру. Непосредственно перед игрой иногда делаю дыхательную гимнастику, медитирую, могу послушать музыку, философские или мотивационные подкасты. Зависит от настроения.

– Насколько сложнее в последние годы стали MTT для профессионалов? Кажется, что ожидания снизились до минимума, даже для игроков, которые постоянно работают в солверах.

– Да, стало непросто :) Но в этом есть дополнительный вызов и интерес. Остается множество элементов, которые невозможно изучить в софте.

– Во что бы ты сейчас играл, если бы пришлось раскручиваться с 10k?

– Хм, наверное, постарался бы найти хорошую игру в PLO кэш.

– Видел тебя на прошлой неделе в Aria. Хотел подойти и поблагодарить за твои последние интервью и посты, которые показались мне очень полезными. Но потом решил, что ты предпочитаешь, чтобы тебя не особо беспокоили в публичных местах. Я правильно тебя прочитал?

– На самом деле, я не возражаю, когда ко мне подходят. В следующий раз будь смелее :) Рад, что мои посты и интервью тебе помогли.

– У тебя есть любимая серия? Со стороны участников, насколько сильно отличаются серии EPT, Triton, WSOP, PGT и т. д.?

– Мне больше всего нравится Triton, там самые большие бай-ины и призы. Великолепная организация, у меня прекрасные отношения практически со всеми постоянными участниками. В студии PokerGo тоже очень комфортно. Организация в них тоже хорошая, но до уровня Triton не дотягивает. Про EPT могу сказать то же самое. На WSOP с отрывом самая худшая организация, но там отличные поля.

– Дай 2-3 простых в реализации совета, которыми сможет легко воспользоваться любой игрок?

– Внимательно следите за игрой, старайтесь как можно реже отвлекаться на телефон. Будьте терпеливы, не форсируйте события без необходимости.

– У тебя есть любимая раздача?

– На своей первой Мировой серии в турнире по NL 2-7 с одним обменом за $10k я оказался за столом с Дойлом Брансоном… В одной из раздач он открылся из поздней, я на BB поставил 3-бет и не стал разбивать J-лоу (не очень сильная рука). Он поменял одну, я прочекал, он сделал большую ставку. Я сыграл чек-рейз олл-ин в блеф. Доставить нужно было не так много, он немного поворчал и выбросил. Я показал валета, он сказал «Поимел ты меня, парень». Вся раздача показалась мне очень крутой. Думал, какой же я ох…енный.

– Чем ты выделяешься на фоне соперников?

– Мое главное преимущество, наверное, опыт и умение показывать лучшую игру на длинной дистанции, невзирая на давление.

– Вносил ли ты в последние год-два какие-нибудь значимые изменения в свою работу вне столов (не обязательно связанную с покером)?

– Я стал делать кардио в зале, чем раньше никогда не занимался. Не уверен, что это оказало позитивное влияние на мои покерные результаты, но точно было полезным в других областях.

– Поделись своими мыслями по раздаче из главного турнира WSOP, в которой ты выбросил две пары против мистера Ву.

– На префлопе он открылся, я сделал колл. Можно было поставить 3-бет, но в таких турнирах я предпочитаю не разгонять банк. На флопе он поставил контбет чуть больше половины банка. Тут я всегда играю через колл. В такой глубине против LJ моя рука недостаточно сильна, чтобы вкладывать много денег. Терн сыграли чек-чек. На ривере я просто поставил столько, во сколько оценил свою руку. После его рейза я не бью ни одной велью-руки.

У меня есть валет, что не очень хорошо, так как QcJx и JxTc – самые очевидные блефы. Но у меня к этому моменту не очень широкий диапазон, и AJ составляет его ощутимую часть. По сути, мое решение сводится к тому, чтобы определить блефует ли он тут чаще, чем должен.

Один из факторов, который тоже нужно учитывать – после фолда у меня остается 40bb за легким столом. А если я сделаю колл и ошибусь, у меня останется всего 10bb. Однако, если заигрываться с такой логикой, вы становитесь уязвимыми к эксплойту, что, похоже, в этой раздаче и произошло. Мистер Ву отлично сыграл.

– На твоих лимитах еще остались лики, присущие полю в целом?

– На хайстейкс вообще не стоит об этом думать. Возможно, имеет смысл разделить игроков на разные группы, в зависимости от стиля игры и для каждой придумывать свой план. Но самое главное самому быть динамичным и гибким, если вы хотите эксплойтить регов. Потому что сильные игроки сразу заметят, что вы делаете, и будут этому противодействовать.

– Твои любимые музыкальные альбомы?

– The ocean – Deca. All the beauty in this whole life – Brother Ali.

– При виде какого игрока у тебя по спине бегут мурашки? Это не обязательно связано с его скиллом :)

– Леон Цукерник.

– В твоей карьере был какой-то переломный момент, после которого ты понял, что теперь точно будешь наживать?

– Чего-то одного не было, был очень много небольших, но стабильных изменений. Если нужно выделить что-то одно, то я назову свою первую сессию в Piosolver. Я сразу понял, насколько это полезный софт и сколько нового я могу узнать. Я полностью погрузился в работу, чтобы опередить всех остальных, так как понимал, что вскоре все начнут этим пользоваться.

– Расскажи про самое памятное знакомство за покерным столом.

– В одном из своих первых турниров в офлайне (1k турбо на Багамах) я познакомился с парнем из Канады по имени Тимоти Адамс… Я выбил его на баббле в огромном флипе и выиграл турнир. Потом я угостил его ужином, и мы стали близкими друзьями. Не верится, что прошло уже почти 20 лет.

– Сильнейший игрок в покер в данный момент?

– Джейсон Кун.

– Что изменилось в твоем подходе к покеру, когда ты перешел из просто хороших регов в элитные?

– Я позволил себе чуть больше свободы. Начал чаще делать то, что мне казалось правильным в данный момент, а не то, что я «должен» делать по теории.

– Покер как-нибудь повлиял на твой характер?

– Он помог мне научиться спокойнее относиться к «неудачным» событиям в жизни, плюс я стал стараться искать свои слабости и работать над ними.

– В хайроллерах играет все больше любителей. На что ты обращаешь внимание, в первую очередь, чтобы оценить уровень игрока?

– Конечно, главное — это то, как они разыгрывают руки и насколько адекватные карты показывают на шоудауне. Но есть много других факторов – как они смотрят карты, как перебирают фишки, как разговаривают, насколько комфортно себя чувствуют... Если есть имя человека, поиск в Google тоже поможет.

– Как ты разыгрываешь ?

– То так, то сяк.

– Игрок, которого ты меньше всего хочешь видеть справа от себя за новым столом?

– Айк (Ред. – Хэкстон).

– Как ты сохраняешь фокус, когда играешь с соперниками явно слабее?

– Слабые игроки меня слишком часто переигрывали, чтобы зазнаваться.

– Насколько важен твой имидж за столом?

– Очень важен. Впервые я это понял, когда много лет назад на partypoker разрешили поменять скриннейм. Совершенно неожиданно у меня стали проходить мувы, которые раньше не работали. До этого я не понимал, какое огромное преимущество получают игроки, занимающиеся мультиаккаунтингом. Особенно в дорогих турнирах с небольшими полями, где все друг друга знают.

– Был ли в твоей игре какой-то существенный недостаток, исправив который, ты значительно улучшил результаты?

– Раньше у меня был слишком упрощенный и обобщенный подход к игре с любителями. Я был о них совсем невысокого мнения и старался вообще не блефовать. Потом я понял, что у любого игрока есть свой уникальный подход, и даже любители понимают, какой у них имидж, и умеют им пользоваться и подстраиваться.

– В каких спотах соперники играют наименее сбалансированно?

– В самых редких – 4-бет/5-бет поты, 3-беты ривера. Но по этой же причине в этих банках сложно понять, в чем именно они не сбалансированы.

– Какую роль в твоем успехе сыграла удача? Что нужно делать, чтобы добиться аналогичного успеха?

– Мне очень хорошо заходило в начале карьеры. Но это можно сказать про всех игроков, которые начинали в то время и играют до сих пор. Главное в начале карьеры не стремиться просто выиграть много денег. Нужно искренне любить игру ради самой игры. Без этого у вас просто не получится играть с полной отдачей, особенно во времена даунстриков.

– Какие значительные изменения произошли в покере за последние 10 лет? И какие произойдут в будущем?

– Все, что связано в GTO – стало больше овербетов, игроки стали лучше считать комбинации, учитывать блокеры. В будущем, возможно, кто-то придумает более современную модель, чем ICM. В ней будут учитываться все стадии турнира. PLO станет еще популярнее.

– За какой футбольный клуб ты болеешь?

– В молодости за «Арсенал», но я уже давно потерял интерес к футболу.

– Пять игроков, которых ты бы не хотел видеть за своим финальным столом?

– Кун, Хэкстон, Петранджело, Бодяковский, Дворесс.

– Дай один технический совет, который может помочь игроку микролимитов подняться выше?

– Когда думаете о диапазоне соперника на постфлопе, всегда начинайте в таком порядке: разномастные комбинации, пары, одномастные. Разномастные руки встречаются гораздо чаще и обычно определяют стратегию.

– Назови трех игроков, которые лучше всех читают соперников в офлайне?

– Фоксен, Дэн Смит, Айви.