Финальный стол главного турнира EPT Монте-Карло оказался богат на скандалы.

Сначала будущий победитель Александр Шевляков вынудил организаторов внести изменения в правила прямо по ходу турнира.
Трансляция турнира с открытыми картами, как обычно, проходила с 30-минутной задержкой. Борис Ангелов (ровно год назад он занял в этом же турнире 2-е место, а летом стал 5-м в главном турнире WSOP) и Мариуш Голинский во время 5-го дня регулярно подходили к своим болельщикам, чтобы посмотреть шоудауны предыдущих раздач.
Александру это не понравилось, и на старте финального 6-макс стола он начал класть на сенсоры только одну из своих карт. Это уже не понравилось остальным игрокам, и вскоре то же самое стал делать украинец Хоссейн Кохестани.
К столу несколько раз подходили менеджеры, и в итоге они приняли решение:
1. Все игроки должны класть на сенсоры обе карты, чтобы не страдала трансляция.
2. Зрителям на трибунах запретили пользоваться любыми электронными устройствами и давать игрокам какие-либо подсказки.

Это решение разрядило обстановку, но ненадолго.
На 6-м месте из турнира вылетел канадец Джамиль Вакил. На уровне 60k/120k он объявил рейз 270k с первой позиции с . Александр на SB переставил до 360k. К столу опять позвали флора, который обязал поднять ставку до минимально разрешенной 420k. При этом Александр утверждал, что не заметил рейз Джамиля. Поразмыслив, Вакил запушил и получил мгновенный колл от .

Собирая вещи, Джакиль успел перекинуться парой фраз с Ангеловым.
– Он уже так делал?
– Да, с моим другом, когда оставалось 20 человек.
Ролик с раздачей в твиттере выложил Уилл Джаффе с вопросом «Честная игра или грязный энгл?»
– Это точно не читерство, но энгл, – уверен Джесси Мартин. – Сам бы я так никогда не сделал, но не уверен, что это так уж неэтично.
– Явно специально, но и соперник должен был быть начеку, – согласен Мартин Якобсон.
– Это один из первых трюков, которым я обучаю на своих семинарах, – написал Мэтт Салсберг.
А Кевин Мартин ответил смайликом:

В целом реакция в комментариях была однозначная – Александр сделал так специально.
На следующий день большой пост написал сам пострадавший – Джамиль Вакил:
– Я получил множество сообщений касательно ситуации с Александром Шевляковым, из-за которой я вылетел вчера на 6-м месте. Поэтому решил ее прокомментировать, чтобы прояснить ситуацию. Цель моего поста исключительно в том, чтобы защитить покер, который мы все так любим, и указать на игроков, которые могут сознательно пытаться подорвать честность этой замечательной игры.
Сначала хочу похвалить команду комментаторов – Джеймса Хартигана, Джо Стэплтона и Гриффина Бенгера – за профессиональный и четкий разбор ситуации за столом. Они сумели сфокусироваться на игре, при этом объективно комментируя произошедшее.
В начале трансляции этот игрок несколько раз отказывался класть обе карты на сенсоры RFID, если раздача не доходила до флопа. Это продолжалось, несмотря на многократные и вежливые просьбы дилера. Я попросил разобраться, потому что остальные игроки продолжали показывать обе карты, а он был единственным, кто так не делал. Меня поддержал еще один игрок, после чего позвали флора. Александр объяснил, что из-за задержки в трансляции возможна утечка информации через болельщиков на трибунах. Опасение справедливое, но правила должны быть одинаковыми для всех. После некоторых споров флор принял решение: на трибунах запретили пользоваться телефонами.
Теперь о моем вылете — я абсолютно уверен, что это был сознательный энгл. До этого момента мое уважение к Александру заставляло меня верить, что он не станет делать подобное на столь крупной и престижной сцене. Эфир смотрят сотни тысяч зрителей, весь финальный стол записывается, потом очень легко проверить запись, чтобы убедиться, куда именно он смотрел, когда я делал рейз. Мне казалось, что он не будет лгать о том, что не видел моего действия. К сожалению, этот эпизод научил меня тому, что, если сам я придерживаюсь самых высоких этических и моральных стандартов и с огромным уважением отношусь к своим оппонентам и к покеру, это еще не означает, что все остальные поступают так же.
На скрине с трансляции прекрасно видно, что в момент, когда я обдумываю свой ход, он смотрит прямо на меня.

Но есть еще три причины (в произвольном порядке), почему я считаю, что это был сознательный энгл:
– Я использовал почти весь таймбанк (~15 секунд), прежде чем открыться, рейз и размер ставки я объявил вслух. Дилер также вслух все повторил.
– Это был первый случай за весь финальный стол (с момента, как осталось 6 игроков), чтобы он объявил размер рейза или ставки вслух.
– Сразу после нашего выставления Борис Ангелов обвинил его в «фальшивом мисклике» и рассказал, что то же самое он провернул с его другом, когда в турнире оставалось 20 игроков.
В офлайне часто происходят честные ошибки – игрок может отвлечься на телефон и действительно не следить за игрой. Такое случалось с большинством из нас. Однако, на этом финальном столе электронные устройства были запрещены, не было никаких отвлекающих факторов, кроме официантки, которая принесла ему напиток до начала раздачи. Но к этому моменту ее уже не было.
Кто-нибудь скажет: «Но ты же сам попытался воспользоваться его ошибкой». Но тут все прекрасно объяснил Гриффин Бенгер в трансляции. Когда такое происходит, ход раздачи кардинально меняется, и мой выбор сводится к тому, какую стратегическую линию выбрать без попытки кого-то обмануть или ввести оппонента в заблуждение. Есть огромная разница между подстройкой под ошибку оппонента и намеренным созданием неразберихи, чтобы получить нечестное преимущество и скрыть свои намерения.
Но я признаю, что ответственность за решение запушить и за то, что я поверил, что он не будет пользоваться такими грязными приемами, лежит только на мне. Если бы тогда я оценивал вероятность сознательного энгла выше, скорее всего, я бы просто заколлировал его рейз. В конце концов, его действия не нарушают правил игры. Большинство игроков, включая меня, считают это неэтичным способом получения несправедливого преимущества, но он не сделал ничего, что выходило бы за рамки правил, и можно справедливо утверждать, что в этой раздаче он меня переиграл. Тем не менее, раз он был готов остановить игру, чтобы требовать более строгого отношения к телефонам на трибунах, то и сам должен был придерживаться столь же высоких стандартов защиты честности игры.
Несмотря на произошедшую ситуацию, я все же хочу поздравить Александра с победой, а остальных игроков с отличной игрой за финальным столом. Искренняя благодарность трудолюбивому персоналу PokerStars и PokerNews. С нетерпением жду возвращения в следующем году и еще более высокого места.
В комментариях Джамиля тоже поддержали практически единогласно. Лишь Адам Оуэн попытался возразить:
– Это же безлимит, ставить можно, сколько захочешь, а размер минимальной ставки можно указать множеством законных способов, включая этот.
Я бы понял разговоры про энгл, если бы у него оказались . Но с это просто дерьмовый сайзинг, которым он сжигает EV против множества рук (включая и твою, если бы ты разыграл ее нормально).
– AKs и ничем не отличаются друг от друга в глубине 30bb за 6-макс столом, – возразил Алекс Болотин.
– Ты просто не понимаешь, о чем говоришь.
Александр на все обвинения ответил на английском языке в твиттере, который завел специально для этого:
– Привет, меня зовут Александр Шевляков, хочу высказаться относительно раздачи с AKs против Джамиля Вакиля.
Я не стал публиковать ответ сразу, потому что хотел сначала обсудить все с Джамилем лично и рассказать ему свою, максимально полную версию событий. Теперь, когда я это сделал, готов выступить публично, чтобы люди услышали и другую сторону.
Меня уже все назвали энгл-шутером, хотя за пределами русскоязычного комьюнити никто не знает, как всё было на самом деле. Я был бы рад дать интервью, но мой уровень английского, скорее всего, не позволит мне правильно выразить свою позицию.
Начну с конца четвертого дня главного турнира. Я играл за одним столом с Борисом Ангеловым и Стояном Обрешковым. На блайндах 15k/30k я открылся мини-рейзом с баттона с K8s. Стоян поставил 3-бет с малого блайнда 185k. У нас в стеках около 50bb. Размер 3-бета показался мне маленьким, и я выбирал между 4-бетом и коллом. В итоге выбрал колл и бросил фишки. Но тут — черт — дилер говорит мне добавить ещё 100k. «Как я мог так накосячить?» — пронеслось у меня в голове. Ошибка новичка.
Открылся флоп без флеш-дро. Стоян поставил, кажется, около 100k, я заколлировал. В банке примерно 730k.
Терн — повтор короля. Я посмотрел на доску, как часто делаю во время раздач, а Стоян объявил «четыре семьдесят пять». Очевидно, с моей рукой нет варианта розыгрыша, кроме колла. Конечно, можно было бы рассмотреть рейз, но ставка большая, а SPR низкий. Решил, что мы все равно выставимся на ривере, убрал одну фишку из стопки 20x25k и пододвинул ее вперед. В этот момент дилер сказал, что это недопустимый рейз. «Черт, — подумал я, — опять напортачил в одной и той же раздаче».
Оказалось, что Стоян сказал и поставил 275k, а не 475k.
Обратите внимание: «два семьдесят пять» и «четыре семьдесят пять» могут звучать очень похоже для человека, не являющегося носителем языка, особенно после 8–12 часов игры на протяжении 5 дней подряд.
Вызвали флора, объяснили, что рейз недействителен, и засчитали колл.
На ривере спарилась низкая карта, или . Стоян прочекал, я с SPR около 1 запушил. Он выбросил и сказал, что если на терне я исполнял, то ему стоит бросить покер. И добавил, что раз я собирался заколлировать 475k, значит у меня сильный диапазон.
На следующий день мы еще раз обсудили эту раздачу — он рассказал, какие карты у него были и согласился, что раздача в любом случае закончилась бы так же.
Не думаю, что Борис пристально следил за этой раздачей, скорее всего, он заметил путаницу с сайзингами или, просто запомнил, что произошло что-то странное. Для меня очевидно, что эта ситуация кардинально отличается от раздачи с AKs на финальном столе.
Переходим к пятому дню. Борис и Мариуш постоянно общались со своими зрителями на трибунах в течение всего дня. Они получали информацию с трансляции с задержкой около 30 минут, не покидая стола. Хотя телефоны и смарт-часы были официально запрещены.
Меня эта ситуация не устраивала — страдает мое EV и EV всех остальных, у кого не было друзей, передающих информацию с трансляции. Однако это было в рамках правил, поэтому я не жаловался.
Шестой день. В начале дня я начал думать о способах скрыть свои карты в трансляции, чтобы предотвратить утечку информации. Решил показывать только одну карту.
Дилер несколько раз просил меня класть карты правильно , но я ответил, что не хочу — это не против правил.
Примерно в это время Джамиль начал возражать, что я скрываю информацию и получаю преимущество. Я сказал ему, что объясню причины позже — я искренне не понимал, почему возражать начал именно он – человек, у которого не было друзей на трибунах.
Затем к нему присоединился Кохестани и сказал, что тоже не будет показывать карту. В этот момент подошел флор и принял, как мне кажется, идеальное решение — запретил использование электронных устройств на трибунах. С этого момента игроки могли получать информацию с трансляции только во время перерывов — раз в два часа. Абсолютно справедливо.
Меня это полностью устроило, я сразу начал класть карты правильно.
Но моя нервозность не прошла — мне пришлось объяснять свою позицию турнирному директору (на плохом английском), и я вступил в противостояние со всем столом. Я продолжал прокручивать ситуацию в голове. Все это случилось примерно на 41-й минуте трансляции.
На 43-й минуте я сыграл чек-пас с карманными королями (ошибка), и на моем лице было больше эмоций, чем после победы в финальной раздаче — явный признак того, что я был не в лучшем ментальном состоянии.
На 45-й минуте я сбросил 53s и начал говорить с официанткой — она принесла мне чай, но я не мог за него заплатить (телефоны забрали). На английском она говорила ещё хуже, чем я. Кохестани увидел, что у меня возникла проблема, и заплатил за мой чай. Это попало на видео.
Я сидел, отхлебывал свой чай и думал – где найти €10, чтобы вернуть их Хоссейну, правильно ли я разыграл KK, справедливо ли решение по телефонам на трибунах. И, конечно, о том, что я играю уже седьмой день подряд, нахожусь на финальном столе главного турнира EPT, а на кону огромные деньги.
Следующая раздача — с AKs.
Джамиль сидел на дальнем конце стола. Яркие софиты били мне в лицо (надо было взять очки). Я наконец-то получил свой чай. Энрико, Мариуш и Борис выбросили. Я посмотрел на свои карты — AKs — решил сделать рейз. Посмотрел на таймер (я обычно избегаю быстрых решений, чтобы не выдавать теллзы), взял фишки и выложил их перед собой, после чего объявил рейз.
Насчет устного объявления — я не пересматривал все видео, но, кажется, я делал это и в других раздачах. Если это был первый раз, я не знаю, почему так произошло — возможно, это определенный паттерн, возможно, теллз. Вероятно, для сравнения стоит проанализировать предыдущий день.
Дилер сказал мне, что размер ставки неправильный, и указал на рейз Джамиля.
Только в этот момент я понял, что в раздаче уже был рейз. Я не видел этого, так как был сосредоточен на своих действиях, чае, таймбанке и боязни допустить ошибку.
Я еще не знал, какое решение вынесет флор — рейз или колл — но сразу понял, как плохо это будет выглядеть со стороны в случае рейза.
Я не знал, что делать.
И, честно говоря, любой из возможных вариантов выглядел абсурдно:
Выбросить — выглядело бы нелепо и было бы самоубийством с точки зрения EV.
Попросить пересдать — смешно и противоречит правилам.
Попросить Джамиля сбросить на 3-бет? Чушь.
Так что я сидел, пил чай и ждал, пока ситуация разрешится.
Джамиль сделал правильный пуш, но наткнулся на топ моего диапазона. Прежде чем показать свою руку, я сразу сказал: «это не энгл» и извинился.
Борис сделал комментарий — полушутливый или нет, не знаю — что «это уже начинает выглядеть как система», намекая на 4-й день.
Джамиль услышал это, а я встал попытался извиниться и протянул ему руку — он отказался. Я его понимаю. С учетом той информацией, что у него была, для него это выглядело как грязь.
И ещё один момент в связи с обвинениями в энгл-шутинге в этой ситуации. Если бы я пытался мошенничать, более простым и эффективным способом было бы просто сказать «рейз» и выложить фишки.
Учитывая всё, что произошло до этого момента, и моё стрессовое состояние десяти секунд мне бы даже не хватило, чтобы разобраться, будет ли ставка 360k признана рейзом или коллом.
Это была глупая, неудачная цепочка событий и проявление моей невнимательности, вызванной накопившимся стрессом всего турнира и того утра. А теперь меня еще и посчитали энгл-шутером.
Я почти неизвестен в англоязычном покерном мире. Но в русскоязычном комьюнити у меня бесчисленное количество друзей и коллег — как по кэш-играм, так и в турнирах. Моя репутация всегда была чистой — никаких долгов, никаких нарушенных договоренностей, никакой истории энгл-шутинга.
Джамиль предупредил меня, что не будет комментировать этот пост, и я уважаю его решение.
Со своей стороны, я также не планирую продолжать участвовать в этой дискуссии — если только кто-то из вовлеченных в эту ситуацию напрямую (например, Стоян) публично не оспорит ключевые факты.
Это полная версия моей истории. Так все было на самом деле — никаких энглов и грязных трюков, просто неудачное стечение обстоятельств в очень стрессовой ситуации.
Спасибо, что прочитали.
Александр Шевляков.
Да они там совсем в глаза долбятся. Да даже если он и специально так сделал - разве люди не для такого играют в оффлайн покер, чтобы иметь возможность получить преимущество в любом споте? А если б он его уебал на QJ - поднимал бы тогда вой? Ну и тоже сам попытался воспользоваться ошибкой оппонента, когда запушил, вместо того, чтобы подумать, как все это выглядит. Серьезно, мисклик на такой финалке, Карл? А вот подходить и смотреть шоудауны с отрывом в 10-15 раздач - это в современном мире не считается за нечестное преимущество, прекрасно. Лицемеры ебучие.
Спасибо Джипси Тим!
C АК расширять так бред по исм. Для нас как бы катастрофа если всякие 66 77, которые роют на трибет околодефолт сайза - запихнут в такой. И против ДВс там скорее весь остальной стол с этой сдачи на дистанции заработал с этой сдачи чем мы.
На финалках часто АК поэтому комп даже по 40-50 бб запихивает на рейз просто, ибо рука максимально не хочет расширений против покетов в исм среде