Что на ривере?
Лучший телеграм-канал о покере
Обучающие материалы от профессионалов, новинки покер-румов и самые свежие новости.
Читать
PokerSwap
Пополнение и вывод на ПокерОК
Удобная и защищенная площадка для обменов. Работает круглосуточно, комиссия за пополнение 0%.
Перейти
GT+
Профессиональный сервис для регуляров
Повышенный рейкбек, помощь с депозитами и кэшаутами и доступ в закрытые клубы.
Присоединяйся
Что на ривере?
Лучший телеграм-канал о покере
Обучающие материалы от профессионалов, новинки покер-румов и самые свежие новости.
Читать
PokerSwap
Пополнение и вывод на ПокерОК
Удобная и защищенная площадка для обменов. Работает круглосуточно, комиссия за пополнение 0%.
Перейти
GT+
Профессиональный сервис для регуляров
Повышенный рейкбек, помощь с депозитами и кэшаутами и доступ в закрытые клубы.
Присоединяйся

Тайная история игральных карт

Тайная история игральных карт

Цветочная колода Nintendo; паспорта флорентийских сирот; гербовая печать на тузе; бутерброд лудомана и другие факты тысячелетней истории игральных карт в изложении британского фокусника Драммонда Мани-Куттса.

Знаете ли вы, что количество возможных состояний классического кубика Рубика примерно равно 43 квинтиллионам? Это 43 с 18 нулями, 43 миллиарда миллиардов. Если бы кто-то начал крутить кубик Рубика одновременно с Большим взрывом 13.8 млрд лет назад, создавая каждую секунду уникальную комбинацию цветов, и продолжил делать это до сегодняшнего дня, он бы едва успел покрыть 1% всех возможных состояний кубика.

И всё же кубику Рубика далеко до игральных карт. Общее количество возможных раскладов классической колоды из 52 карт составляет 8 с... 67 нулями!

История игральных карт насчитывает больше тысячи лет. Рассказать её в одном видео невозможно, поэтому я представлю лишь несколько моих любимых эпизодов, связанных с этим мистическим и прекрасным изобретением.

Для начала вернёмся на две тысячи лет в прошлое, в Китай. Отсюда берёт начало история, нет, не игральных карт, а бумаги. Китайцы изобрели бумагу в её современном виде две тысячи лет назад и хранили секрет её производства в строгой тайне. Только в 751 году в битве при Таласе оттоманские войска взяли в плен двух специалистов, знавших эту секретную технологию.

После этого бумага начала распространяться по исламскому миру. В 793 году производство наладили в Багдаде. Чтобы добраться до Европы, понадобились ещё сотни лет. Первая бумажная фабрика в Англии появилась только в 1490 году. Покорив мир, бумага породила множество изобретений, среди которых были газеты, бумажные деньги и игральные карты.

Большинство историков сходятся на том, что первые карты возникли в 9 веке в Китае. Ни правила, ни колоды «игры листьев» за давностью лет не сохранились. До Европы карты добрались значительно позже. Они впервые упоминаются в довольно неожиданном источнике – каталонском слове рифм – в 1371 году, но после этого о них как о новинке начинают говорить повсюду – в Испании, Италии, Франции, Швейцарии и так далее. Они охватывают все слои общества, и власти сразу же начинают бороться с этим новым увлечением.

В 1461 году английский парламент принял закон, позволявший играть в карты только в 12 дней Рождества; в другие дни делать это строго запрещалось. В конце того же века игральные карты сжигали в печально известных кострах тщеславия вместе со светскими книгами, музыкальными инструментами, картинами великих художников и прочими греховными объектами. Церковь называла карты «книгой картинок дьявола».

Конечно, это не остановило их распространения, а с появлением печатного пресса производство карт вышло на новый уровень.

Дизайн колоды тоже менялся. Четыре масти получали собственные названия в разных странах. В Италии и Испании это были чаши, мечи, монеты и булавы, в Германии – сердца, жёлуди, колокола и листья. Традиционные колоды встречаются в этих странах и в наши дни. Современные названия и очертания мастей родились во Франции и завоевали популярность благодаря простоте рисунка и цветовому минимализму – использовались всего два цвета, чёрный и красный. Такие колоды было легко печатать и продавать в огромных количествах.

Применение игральных карт в Европе 15-17 веков было чрезвычайно разнообразным. Некоторые колоды даже печатались с политическими лозунгами и использовались как пропаганда. Другие помогали в учёбе.

В музее во Флоренции я столкнулся с ещё одним необычным применением карт, связанным с появившимися тогда в Италии сиротскими приютами. Родители, не имевшие возможности прокормить новорожденного, приносили его в приют вместе с половиной порванной на две части игральной карты. Приют сохранял свою половину, служившую своеобразным свидетельством о рождении ребёнка на случай, если в жизни родителей произойдут перемены к лучшему, и они захотят вернуть своего малыша.

Со временем власти в городах и странах Европы убедились в тщетности борьбы с картами и решили воспользоваться их популярностью для получения дополнительного дохода. В Англии колоды обложили государственным налогом, печать об уплате которого ставилась на тузе пик – поэтому туз пик часто визуально отличается от других карт. А с 1765 года пиковых тузов начали печатать отдельно и централизованно в Конторе гербовых сборов (из которой позднее возникла современная налоговая служба Великобритании). Подделка преследовалась по закону. Известно, что некто Ричард Хардинг, занимавшийся выпуском пиковых тузов с поддельной печатью, был признан виновным и повешен 21 сентября 1805 года.

Джон Монтегю, 4-й граф Сэндвич, Первый Лорд Адмиралтейства, был фанатичным игроком. Большую часть времени он проводил в своём клубе джентльменов за игрой в карты. Однажды в 1762 году он не захотел отвлечься от игры даже ради ужина и попросил слугу принести ему кусок мяса между двумя ломтями хлеба – чтобы перекусить, не пачкая рук. Другим игрокам понравилась его идея, они попросили сделать им «как Сэндвичу». Название прижилось.

Эта история хорошо известна и задокументирована. Насчёт следующей полной уверенности нет. Считается, что именно в 1790-е, во времена Французской революции, старшей картой во многих играх стал туз. Игры с таким старшинством карт существовали и раньше, но благодаря падению французской монархии их число заметно выросло.

На рубеже 18-го и 19-го веков «картинки» утратили верх и низ, получив осевую симметрию. До этого голова у королей, дам и валетов была только одна.

Игроки часто переворачивали их головой кверху, выдавая наблюдательным соперникам информацию. Изобретение симметрии решило проблему.

Также в левом углу карт начали печатать маленькие символы их достоинства и масти. Игрокам стало достаточно увидеть только краешек карты, чтобы узнать, что у них в руках. Ради этих символов пришлось поменять название валета с Knave (подлец, мошенник) на Jack, чтобы не путать его с королём.

Примерно в середине 19-го века у карт появились рубашки (до этого обратная сторона чаще всего оставалась белой) и закруглённые края, которые труднее загнуть, что ещё больше усложнило жизнь шулеров.

В 1930-е группа крупнейших производителей карт, включая лидера рынка USPCC, United States Playing Card Company, решили сообща ввести в колоду пятую масть, доведя количество карт до 65. В США это был орёл зелёного цвета, в Великобритании – синяя корона. Отклика в сердцах покупателей их идея не нашла, и вскоре типографиям пришлось вернуться к французскому 52-карточному стандарту.

В ходе 20-го века игральные карты продолжали развиваться в самых разных направлениях. Появились коллекционные карты для обмена, карты с бейсболистами, покемонами... К 2019 году компания, производившая карты с покемонами, продала 28 миллиардов карт! Не слишком уступает покемонам японская коллекционная карточная игра Югио – за 20 лет её существования было продано 25 миллиардов карт!

Последняя история, которую я хочу рассказать, связана с компанией Nintendo. Сегодня это знаменитейшая компания, производящая компьютерные игры и приставки. Именно Nintendo подарила нам Зельду, Game Boy и, конечно, Марио. Однако первым товаром, который продавала Nintendo, были игральные карты.

Nintendo продавала ставшую классической колоду Ханафуда («цветочные карты»).

В Японии игральные карты завезли португальские торговцы. После закрытия страны от чужеземцев в 1633 году карты тоже были запрещены, однако запрет не был тотальным и всегда касался только определённых вариантов колод. Из-за этого японские любители азартных игр регулярно придумывали новые разновидности колод, которые со временем тоже пополняли список запрещённых. Эта слегка абсурдная гонка запретов продолжалась до эпохи Мэйдзи, когда власти, наконец, отменили большинство ограничений и начали перенимать западный опыт.

В 1889 году Фусаджиро Ямаучи основал Nintendo, открыв мастерскую и магазин в Киото.

В Ханафуда не было ни цифр, ни букв, только рисунки цветов. Эти карты немного меньше традиционных, но толще и плотнее. Предполагалось, что покупать их будут в основном иностранцы, но они пришлись по душе и местным жителям. А когда случился очередной виток запретов (властям не понравился рост преступности, связанный с казино), карты Ханафуда избежали этой участи благодаря особенностям дизайна.

Этим воспользовалась якудза, став использовать цветочные карты в своих казино.

Ямаучи воспользовался обстоятельствами и вскоре стал крупнейшим поставщиком карт для якудзы.

Наверное, пик популярности игральных карт остался в прошлом. Опрос, проведённый в Британии в 1981 году, показал, что половина жителей страны регулярно (то есть не меньше одного раза в две недели) играют в карты. Сегодня их доля наверняка меньше – слишком велика конкуренция со стороны других развлечений. Однако во многих странах карты остаются любимым способом провести время. Например, в Индии каждый день (!) продаётся миллион колод.

Следите за обновлениями GipsyTeam в телеграме, инстаграме, вконтакте, на YouTube, на фейсбуке, и в твиттере.
Поделиться новостью:
Еще по теме
1 комментарий
1
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.