Покер и киберспорт: история и перспективы

19 комментариев
Покер и киберспорт: история и перспективы

Даррен Хейтнер из Forbes сравнил киберспорт и покер в целом, а PokerListings сосредоточились на суммах призовых в двух индустриях.

Видеоигры давно переросли дружеские посиделки, в которых победитель получал лишь почет и уважение. Сегодня эти соревнования стали частью индустрии киберспорта. Ожидается, что оборот ставок на соревнования по видеоиграм в 2016 году превысит $590 млн. В начале августа Университет Невады даже объявил о запуске курса по киберспорту, в рамках которого студенты будут учиться составлять бизнес-планы с учетом интересов казино. Индустрия, несомненно, уже стала крупным бизнесом, но насколько крупным, и каковы перспективы его роста?

Недавно в статье на сайте casino.org киберспорт сравнили с покером. Оценив суммы призовых, автор пришел к выводу, что покер пока еще впереди.

Ожидается, что в 2016 году индустрия киберспорта вырастет на 43% – с $325 млн до $463 млн. И хотя эти суммы впечатляют, популярность покера по всему миру уже привела к тому, что индустрия азартных игр в онлайне оценивается в $40 млрд.

Авторы не дают никаких ссылок, но сумма в $40 млрд, например, есть в этом пресс-релизе. А $463 млн упоминаются в исследовании на сайте Newzoo – считают, что именно столько принесут спонсоры, продажа атрибутики, билетов, рекламы и прочего. В 2019-м ожидаемый доход составит $1.1 млрд.

С каждым годом стремительно растет аудитория живых соревнований по видеоиграм. Согласно опросу среди 600 млн обладателей смартфонов в Китае, 40% из них хотя бы однажды посещали подобные турниры. Однако по ТВ-аудитории покер все еще далеко впереди, во многом благодаря многолетнему контракту между ESPN и WSOP. [В статье на casino.org говорится, что аудитория покера – 100 млн телезрителей и меньше 1 млн пользователей интернета. У видеоигр ситуация обратная – больше 200 млн в онлайне и 20 млн телезрителей.]

Самые популярные киберспортсмены – звезды индустрии, но широкой аудитории они практически неизвестны. Крис «Fatal» Бонд и Питер Дагер могут быть знаменитостями в киберспорте, а подавляющее большинство жителей земного шара никогда эти имена не слышали. В то же время, например, Дойл Брансон с его фирменной ковбойской шляпой популярен и за пределами покерного мира. Но это во многом связано с тем, что покер гораздо старше, игру часто показывают по ТВ, а имя Дойла регулярно появляется в СМИ.

В отличие от покера, киберспорт легко собирает широкую аудиторию по всему миру. Видеоигры развивались в эпоху интернета, многие пользователи с высокоскоростным соединением могут наблюдать за любимыми играми через Twitch и другие сервисы. Там же зрители могут общаться между собой в режиме реального времени, поклонникам покера традиционное телевидение такую возможность не предоставляет. В некоторых новых сервисах зрители могут даже делать ставки на соревнования по киберспорту.

В последнее время покерные стримы на Twitch набирают популярность, но, как уже было сказано выше, соревноваться с видеоиграми они пока не в состоянии. Исключения случаются лишь во время крупных турнирных серий. Рекорд принадлежит Джейсону Сомервиллю, за его игрой на финальном столе одного из турниров WCOOP наблюдали более 37,000 зрителей. За стримом Сомервилля и Джейсона Мерсье с турнира за $102,000 в этом году наблюдали 17,000 человек, а у стрима Дугласа Полка с этого же турнира было около 10,000 зрителей. WCGRider установил рекорд в турнире #53 по $10,300, в котором поделил в топ-3, на пике число зрителей его стрима превысило 20,000. В обычные дни Джейсона – безусловного лидера среди покерных стримеров – смотрят около 5,000 зрителей, их число вырастает до 10,000, если он глубоко проходит в каких-нибудь турнирах. У других популярных стримеров – tonkaaaaP и Дугласа Полка – аудитория колеблется в районе 3,000.

Киберспорт похож на покер в том, что вокруг событий образовалась субкультура, в которой, кажется, уже смирились с тем, что зрители будут делать ставки на результат и играть в фэнтези. Уже даже сами участники соревнований начали ставить на себя перед игрой.

Даррен Хейтнер и журналисты casino.org обходят стороной важный факт – в покерных турнирах призовые фонды создаются самими игроками. Они также сравнивают показатели киберспорта с живым покером, хотя логичнее проводить сравнение в пределах интернета. Выводы о популярности игроков также неоднозначны, аудиторию видеоигр явно недооценивают.

Даже сравнение по количеству подписчиков в твиттере звезды покера уже проигрывают. У Дойла Брансона и Даниэля Негреану, которые популярны и за пределами покерного мира, в твиттере около 420,000 подписчиков, но звезды League of Legends их уже превзошли.

В тройке лидеров датчанин Bjergsen (775,000), испанец xPeke (594,000) и американец китайского происхожения Doublelift (476,000). У знаменитостей онлайн-покера и близко нет такой популярности. У российского игрока в League of Legends Алексея Ичетовкина – 164,000 подписчиков, в покере из наших игроков такой аудиторией тоже никто похвастаться не может.

В октябре прошлого года на PokerListings сравнили динамику роста призовых в крупнейших киберспортивных соревнованиях с главным турниром WCOOP, начиная с 2004 года. Приведем их анализ с некоторыми дополнениями.

2004

Рост серии WCOOP совпал с покерным бумом. Она проводится с 2002 года, на двух первых этапах главный турнир проводился с бай-ином $1,050, и за год призовой фонд вырос почти в четыре раза – с $238,000 до $891,000. В 2004-м вступительный взнос подняли до $2,600, но количество участников почти не изменилось (843 в 2004-м и 891 в 2003-м), поэтому призовой фонд турнира составил $2,104,500. Первое место занял норвежец Эдгар «Ragde» Скьервольд – $424,945.26.

В киберспорте самый большой приз разыграли в Counter-Strike в CPL Summer Championship с призовым фондом $100,000. Команда Eyeballers получила за победу $30,000.

2005

Количество участников главного турнира WCOOP впервые превысило отметку в 1,000 игроков. Бывший профессиональный игрок в Magic: The Gathering Джордан «Panella86» Берковиц обыграл 1,493 соперников и получил $577,342. Общий призовой фонд вновь ощутимо вырос – до $3,735,000.

Знаменитый Джонатан «Fatal1ty» Уэндел выиграл финал CPL World Tour по игре Painkiller и получил $150,000, общий призовой фонд финала был $500,000, а во всем сезоне разыграли $1,000,000.

2006

В итоговом турнире WCOOP собрались 2,510 участников, которые разыграли $6,275,000. Первое место занял Джей Си «area23JC» Тран – $670,194. Победителю полагались $1,157,737.50, но в топ-6 игроки поделили.

Призовой фонд финала CPL резко сократился до $150,000, а самые большие деньги в тот год разделили игроки Halo 2. В соревнованиях, организованных Major League Gaming в Лас-Вегасе, приняли участие восемь команд, они разыграли между собой $180,000. Carbon получили за победу $100,000.

2007

Осенью 2006 года в США приняли знаменитый закон UIGEA, но на показателях WCOOP это не отразилось. Количество участников выросло до 2,998, а призовой фонд составил $7,495,000. Победил Кайл «ka$ino» Шредер. В хедз-апе он проиграл TheV0id, под этим ником якобы играл Марк Телшер, но позже выяснилось, что аккаунт был записан на сестру Марка, а играл с него вообще Микаэль Тьюриц.

Сам Микаэль так описал тот случай в беседе с Даниэлем Кейтсом во время дорогой игры:

punting-peddler: у меня был огромный бэдбит
punting-peddler: в 2007-м я выиграл [главный турнир] wcoop
punting-peddler: и не получил $1.2 млн
punting-peddler: хотя никакого мультиаккаунтинга не было
jungleman12: ???
punting-peddler: TheV0id
punting-peddler: это был мой аккаунт
punting-peddler: точнее, аккаунт сестры моего бэкера [Марка Телшера], так как он хотел играть со своего
punting-peddler: поэтому я играл с TheV0id, но на нем до этого не было сыграно ни одной раздачи
punting-peddler: я выиграл, а потом меня дисквалифицировали по итогам двухнедельного разбирательства
punting-peddler: деньги распределили между остальными игроками, попавшими в призы

В мире видеоигр в тот год обошлось без крупных скандалов, основные деньги ($477,500) снова разыграли в Counter-Strike. Команда Chicago Chimera заняла первое место в Championship Gaming Series и получила $250,000. В состав победителей входил Гриффин «shaGuar» Бенгер, которому в ноябре этого года предстоит сыграть на финальном столе главного турнира WSOP.

2008

Бай-ин главного турнира поднялся до $5,200, что позволило собрать $10,925,000 призовых (2,185 участников). В топ-5 поделили, официальное первое место и $1,265,432.23 достались Картеру «ckingusc» Кингу, но больше всех ($1,375,249) получил liberace.

На Championship Gaming Series вновь разыграли главный приз в Counter-Strike. Суммарный фонд чуть снизился по сравнению с предыдущим годом и составил $455,000, первыми стали Birmingham Salvo.

2009

В истории главных турниров WCOOP впервые отмечено незначительное падение интереса – число участников упало до 2,144, а призовой фонд – до $10,720,000. Евгений «Jovial Gent» Тимошенко не стал заключать сделку и выиграл $1,715,200.

В ноябре 2008-го, всего после двух полноценных сезонов, Championship Gaming Series прекратила свое существование, и лидерство вернулось к Major League Gaming. В финале сезона, который прошел в Орландо, разыграли $280,000. До этого в течение года было проведено еще четыре этапа, в каждом было разыграно по $56,000. В чемпионате по Halo 3 в формате 4 на 4 приняли участие 32 команды, 1-е место и $100,000 получили Believe the Hype.

2010

POTTERPOKER установил рекорд по призовым в онлайне, выиграв $2,278,097.50. Всего в главном турнире сыграли 2,443 человека, а призовой фонд также оказался рекордным – $12,215,000.

В киберспорте никаких кардинальных изменений не произошло. Major League Gaming перенесли итоговый турнир в Даллас, но призовой фонд и награда победителю остались прежними. Первой стала команда Final Boss.

2011

В результате «черной пятницы» количество участников главного турнрира WCOOP сократилось на 816 человек, а призовой фонд упал до $8,135,000.00. Победитель Томас «Kallllle» Педерсен по итогам сделки получил $1,260,018.50. Крупнейшим турниром года стал юбилейный Sunday Million с гарантией $10 млн. 10-летие PokerStars отпраздновали 62,116 участников. Кайл «First-Eagle» Уир занял 1-е место и получил $1,146,574.65, в топ-6 игроки поделили.

Для киберспорта 2011 год, наоборот, стал переломным. Корпорация Valve презентовала игру Dota 2 и провела первый турнир The International среди 16 приглашенных команд с призовым фондом $1,600,000. Чемпионом стали украинцы Na'Vi, получившие $1,000,000.

2012

Главный турнир немного восстановил свои позиции и собрал $9,125,000. Победил прекрасно известный нашим читателям maratik. Во время сделки в топ-5 он произнес свою ставшую впоследствии легендарной фразу «I wont million».

В Сиэтле прошел второй турнир The International. Призовой фонд остался неизменным – $1,600,000. Na'Vi вновь вышли в финал, но в этот раз уступили Invictus Gaming из Китая. Среди 8 команд, попавших в призы, было 6 китайских.

2013

Число игроков и призовой фонд вновь преодолели отметки 2 тысячи и $10 млн – 2,133 и $10,665,000. В топ-3 остались три немца, которые поделили призовые. Победил Дэвид «PlayinWasted» Кауфманн, заработавший $1,493,499.15.

В третьем турнире The International призовой фонд вырос до $2.8 млн. Организаторам пришла в голову идея уникального краудфандинга, и они не ограничились традиционными $1,600,000. Во внутриигровом магазине появилась книга The Interactive Compendium стоимостью $9.99, 25% от продаж поступили в призовой фонд турнира. Na'Vi в третий раз подряд вышли в финал, но проиграли шведам Alliance. Победители получили $1,437,204. На пике за трансляцией турнира в интернете одновременно наблюдали более 1,000,000 зрителей.

2014

Показатели главного турнира остались практически неизменными – 2,142 участника и $10,710,000. На одном из самых звездных финальных столов в истории WCOOP победил Федор Хольц, после сделки в топ-5 он получил $1,300,000, в переговорах также поучаствовали Фараз «The-Toilet 0» Джака, Элиор «Crazy Elior» Сион, Юри «theNERDguy» Мартинс Дзивелевски и Клаас «neckbr4ke» Стуб. 9-е место занял Виктор Блум.

Призовой фонд The International составил $10.9 млн и впервые превзошел показатели главного турнира WCOOP. Книга The Compendium была выставлена на продажу 11 мая за $9.99, за сутки была пройдена отметка $2.9 млн, а 27 июня было собрано $10 млн (с учетом спонсорских $1.6 млн). В этот раз Na'Vi проиграли в 1/8 финала, победу одержали китайцы NewBee, получившие $5,025,051. На пике число зрителей доходило до 2 млн, а всего турнир посмотрели 20 млн человек.

2015

За развязкой прошлогоднего главного турнира WCOOP с участием Василия Цапко и Александра Кострицына можно было наблюдать в прямом эфире. Победил Кристоф «Coenaldinho7» Коенен, начавший финальный стол с самым коротким стеком и с первых минут предлагавший поделить. Но сделка состоялась лишь после того, как на пятом месте вылетел Ravic85. Всего играли 1,995 участников, этого не хватило, чтобы превзойти гарантию $10 млн без учета рейка.

Призовой фонд в The International 2015 собирался по проверенной схеме, в этот раз удалось достичь суммы $18,429,613. В основной сетке участвовали две российских команды – Team Empire вылетели во втором раунде, Virtus.pro – в четвертом. Победителями стали Evil Geniuses из США, они получили $6,634,661.

В августе этого года прошел крупнейший турнир The International. Практически весь призовой фонд ($20,770,460), как и в предыдущие годы, был собран игроками по всему миру. Valve Corporation внесли $1,600,000, а остальное собрали благодаря продажам нового внутриигрового продукта Battle Pass. Победу одержала китайская команда Wings Gaming, за первое место они получили $9,139,002.

В индивидуальном зачете по призовым среди киберспортсменов самыми успешными также являются игроки в Dota 2. По данным сайта esportsearnings.com, лидируют Питер Дагер и Саахил Арора, оба выиграли за карьеру чуть больше $2,600,000. Практически все известные игроки также входят в профессиональные команды и получают зарплату и премии от спонсоров, а самые популярные зарабатывают на рекламе и стримах.

Рейтинг:

+1 -1
-

Зачем регистрироваться на GipsyTeam?

  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.

Мы тоже не любим спам! За всю историю сайта мы не отправили ни одного письма нашим пользователям. Вы не будете получать от нас ни рекламных предложений, ни обзоров обновлений.