– Сегодня у нас в гостях Кевин Рабичоу – специалист по игре один на один, тренер GTO Wizard, обладатель браслета WPT выигравший за карьеру более семи миллионов турнирных призовых вживую и в интернете. Он играет в покер уже более 15 лет. Раздача, о которой он поведает, была сыграна на Мировой серии в чемпионате по HU с бай-ином $25k. Можно сказать, в главном для тебя турнире, Кевин?
– Спасибо! Я что, правда выигрывал WPT? Ах, да, точно, турнир хайроллеров! Принято. Окей.

Действительно, чемпионат по хэдз-апу на WSOP я воспринимаю как главный старт. Жду его с куда большим нетерпением, чем любой другой турнир. В этом году мне повезло прорваться до раунда, победа в котором позволяла пройти в деньги, и я получил в соперники будущего победителя – Артура Мартиросяна. Раздача, о которой я собираюсь рассказать, была сыграна именно против него.

– Ой, спойлер! Или нет? Ты же можешь и выиграть отдельную раздачу...
– Как ты скоро поймёшь, эта раздача не стала решающей в матче. Почти сразу после неё начался перерыв, в ходе которого мы с Артуром немного поговорили, и я узнал, что у него, оказывается, довольно богатый опыт игры один на один. Прежде чем перейти в МТТ, он много лет играл Spin&Go. Жаль, конечно, что я не знал этого с самого начала. Начиная матчи против МТТшников, я по умолчанию считаю их недостаточно опытными в HU.

– Эффективный стек на начало раздачи – 600 тысяч. Блайнды – 1,000/2,500, анте нет. Безумная глубина! Что это такое вообще?
– Просто это очень хороший турнир, который идеально мне подходит. Каждый раунд начинается с эффективного стека 250 бб. Глубина мне выгодна, так как много играл кэш.

В глубоких стеках я играю только рэйзами. Лимпить тоже не ошибка, конечно, но я не хочу лишней мороки. Делаю рэйз 6,000 с 65о. Артур защищает ББ. Пока о диапазонах сказать нечего – у меня почти 100%, у него тоже больше половины колоды.

Флоп – радуга. Он чекает.

У меня, конечно, заранее готовы сайзинги для любой текстуры. На низких флопах я играю только крупными ставками – 66-75%. Топ-пара и гатшот – комба очень сильная. Ставлю 8,000 в банк 12,000, и Артур коллирует.

Важно отметить, что в диапазоне хорошего игрока один на один на месте Артура даже после колла останется очень много сильных рук. Поймав сет или стрит, в такой большой глубине совершенно не обязательно сразу чек-рэйзить. Поэтому, хотя 65о на такой доске довольно сильны, у меня нет ощущения, что я далеко впереди его диапазона.

Тёрн – , пошло флеш-дро. Какой именно масти, не помню. На столе четыре карты к стриту, и у меня стрит. Проигрываю только , с которыми он решил не чек-рэйзить флоп.

Артур чекает. Это, кстати, не автоматический чек, у ББ на таком тёрне вполне могут быть лиды, и их довольно часто делают в обычных турнирах, потому что доска не очень подходит баттону. Однако в хэдз-апе в такие доски попадают оба игрока, в этом-то и веселье.

От каких рук можно было бы ждать лида? Например, от флоатов с семёркой, которые усилились до гатшота. Или от слабых пар без стрит-дро – с ними хочется сделать небольшую ставку, навязав сопернику подходящий вам сайзинг. Так что после чека я исключаю из диапазона Артура часть рук средней силы. Но весь верх пока на месте, как и весь низ.

Решаю прочекать следом. Вообще-то в эту игру не стоит часто чекать со стритом, но изредка – можно. У обоих диапазоны остаются очень широкими. Также мне показалось разумным чекать стрит именно с шестёркой – блокирую топ-пару, поэтому труднее получить колл. Думаю, если бы у меня была просто пятёрка, без пары к доске, я бы всегда ставил – такая вот простая эвристика.

На ривере выходит , не закрывающая флеш. Натс теперь , против я делю. Артур чекает.

Я уделяю много внимания стритам, но диапазоны-то всё ещё очень широкие. У него может быть любая пара, часть из которых он будет превращать на таком ривере в блеф и, подозреваю, немного переблефует. Много флоатов вроде с бэкдором, или без бэкдора. И, конечно, много рук с тузом. Его главные блефы – без пары к доске. Поэтому когда он чекает, я кладу ему любую пару. Могут быть две пары или сет, но они чаще поставят добор сами, потому что недостаточно сильны для чек-рэйза. Даже семёрка, доехавшая на ривере, кажется мне подходящей для вэльюбета.

Против его чека мой диапазон добора будет очень широким. Стрит по пятёрке – это самый верх. В принципе годится любая оверпара или даже хорошая семёрка. Так как у меня много доборных рук, я упрощаю стратегию до одного сайзинга и ставлю 75% банка.

Ставлю 21,000 в банк 28,000. Артур вдруг начинает думать и тратит таймбанк. Ничего себе! Первая мысль – сейчас я получу олл-ин! Запушит 600 тысяч – и что мне делать?

Он берёт второй таймбанк, и меня немного отпускает. Правда, парадоксальным образом я укрепляюсь в мысли, что у него , и он тратит время, чтобы придумать идеальный сайзинг добора. В итоге он даёт чек-рэйз до 132,000. Очень большой рэйз, больше, чем полтора банка, но стеки очень глубокие. В 90% случаев у меня одна пара, а сейчас – целый стрит. Так что делаю колл – вряд ли можно придумать что-то ещё. В его диапазоне вэлью есть руки, с которыми я делю.

Но Артур, конечно, показывает .

Когда я увидел его карты – обрадовался, что он не переставил крупнее. Я ведь вообще мог вылететь из турнира в этой раздаче! Есть много возможностей проиграть 200 бб со вторым стритом против натсового. И почти все они начинаются с того, что я ставлю тёрн. Дальше он рэйзит, я делаю автоматический колл, и вуаля, на олл-ин на ривере мне уже не выкинуть. Если он не рэйзит, а только коллирует, это тоже может меня спасти от вылета.

Так что я вдохнул с облегчением, но также немного разозлился, что проиграл банк с такой сильной рукой.

Между тем, по той линии, которую мы разыграли, я почти запланировал выкидывать на олл-ин. Почти – потому что мог отдать окончательное решение на откуп рандомайзеру. Но за то время, пока Артур думал над ходом, я пришёл к выводу, что на олл-ин нужно будет фолдить. Хотя фолд – это не вполне солверное решение.

Уникальный, редкий спот, но я достаточно много работал над игрой и знаю, что делать в этой ситуации. В моём диапазоне нет достаточного количества , чтобы вскрывать пуш ривера только с ними. Коллировать олл-ин с любой пятёркой тоже нельзя – это обычный блефкетчер. Против игрока, который блефует с правильной частотой, нужно миксовать. У Артура репутация человека, который умеет блефовать. Так оно в HU или нет, я не уверен, но в обычных турнирах я видел от него множество блефов против самых разных соперников, и должен с этим считаться.

– С какими руками ему лучше всего блефовать?
– Если говорить об олл-ине, то нужно иметь восьмёрку. Но иметь восьмёрку ему, в принципе, несложно, поэтому он не может ставить олл-ин с любой восьмёркой, это будет сильный переблеф.

– О чём ещё вы говорили с Артуром во время перерыва?
– Обсудили тему, насколько ужасно играют хэдз-ап многие участники этого турнира. Это больная для меня тема. Я только что выпустил курс HU для турнирных игроков, в котором пытаюсь донести одну мысль: парни, вы отлично играете, но почему вы отказываетесь принимать эту стадию всерьёз?

В ходе турнира я видел, как многие великолепные игроки допускали очень грубые, детские ошибки, и не мог понять: то ли они не знают, что так играть нельзя, то ли не считают, что это на что-то повлияет. Было приятно получить подтверждение от Артура. Он казался почти обиженным, что соперники в таком турнире играют хэдз-ап недостаточно хорошо.

Также я спросил его мнение по раздаче. Считает ли он вышедший ривер хорошим спотом для блефа? Рассматривал ли он олл-ин? Наверное, самым интересным для меня было то, что олл-ин он отвергал в принципе. Понятно, что с натсом можно ставить сколько угодно, но он не верил, что может найти достаточно блефов для игры на стек. А я как раз сидел и горевал, какой уязвимый у меня получился диапазон на ривере, ведь я никогда не прочекаю тёрн следом с , так что я капнут. Но Артур ничего такого не говорил.

Потом я проверил раздачу с GTO Wizard и обнаружил, что солвер, конечно, чекает часть на тёрне, чтобы иметь натсы и на таком ривере, и поэтому олл-ин на ривере за Артура не рассматривает. Я думал только о своей стратегии, и было интересно узнать, что игроки уровня Артура считают меня более сбалансированным. Мой диапазон в этом споте оказался более защищённым, чем я думал!

Я немного покрутил разные сайзинги и пришёл к выводу, что сайзинг Артура тоже получился завышенным. Цель чек-рэйза должна быть в том, чтобы получить оплату для своих , а не только . Для этого годится сайзинг в 75% банка.

Так как я добирал бы от топ-пары и выше, на чек-рэйз 75% заплатил бы с достаточным количеством хороших блефкетчеров и точно – со всеми сетами.

– Представь, что ты – турнирный директор. Как выглядели бы турниры по хэдз-апу на твоей серии?
– Отличный вопрос! Я много над этим размышлял, надеясь когда-нибудь убедить организаторов серий чаще проводить турниры по хэдз-апу, которые будут приносить прибыль.

Мой идеальный турнир начинается в онлайне. Основная проблема живых турниров по HU – невозможно собрать достаточно большое поле. Столы, за которыми помешаются четыре игрока и два дилера, занимают слишком много места. Для казино, которое живёт с рейка, это невыгодно. А я бы хотел увидеть турнир по HU, в котором сыграют 1,024 человека! И это реально, если играть первые шесть или семь раундов в интернете. А потом, начиная с 8 или 16 человек, перевести игру в офлайн и сделать хороший телевизионный сюжет. Мне кажется, это бы сработало.

Мелкая деталь по структуре – мне больше нравится играть с анте.

Можно подумать и о более ярком антураже. Однажды я сыграл турнир по HU по приглашениям на WPT в Кабо. Организаторы сделали целое шоу из жеребьёвки за день до игры: обсуждали получившиеся пары, Даг Полк оценивал шансы игроков... Не уверен, можно ли было делать ставки на матчи, но в целом такой подход мне очень импонирует. На WSOP ничего подобного, к сожалению, не делают.

– Какие ошибки у профессиональных игроков, не работающих над HU отдельно, встречаются чаще всего?
– Постараюсь избежать тех эксплойтов, про которые я рассказываю в своём курсе. В каждой части у меня есть два эксплойта основных тенденций поля, но ими, конечно, все возможности не исчерпываются.

Глобально, главная проблема хороших игроков – они слишком агрессивно разыгрывают сильные руки. Ставят по два-три барреля с инициативой, сразу перехватывают инициативу чек-рэйзом, когда защищаются... Это нормально для обычных турниров, но в HU нужно играть иначе – постоянно расставлять ловушки. Диапазоны слишком широкие, поэтому правильный стиль – пассивный и хитрый.

В противном случае вы слишком легко становитесь капнутым, и хороший игрок будет вас уничтожать вас во многих ветках переблефами и тонкими доборами. Топ-игроки хэдз-апа, к которым, без сомнения, относится и Артур, могут показать натс в любой линии.

Многие фундаментальные ошибки не оказывают влияния на ваш винрейт за полным столом. Скажем, оказавшись на ривере с топ-парой без позиции, вы всегда ставите добор и никогда не слоуплеите. И это работает, потому что у вашего оппонента ввиду узости диапазонов на полном столе просто недостаточно мусорных рук, с которыми он мог бы блефовать в ваш чек, и слишком мало тонких доборов, с которыми против вашей топ-пары он доберёт только с себя. Но в HU диапазоны так широки, что мы не имеем права облегчать жизнь оппонентам в такой ситуации. Против человека, который всегда лидит топ-пару, можно невероятно широко ставить тонкий добор на чек, и это даёт очень много EV.

Хэдз-ап – невероятно требовательный формат. Любые лики вскрываются быстро и обходятся очень дорого.

– Патрик Леонард, занявший в этом турнире третье место, некоторое время назад провёл в твиттере опрос регуляров МТТ, в котором спрашивал, среди прочего, насколько важно работать над игрой один на один. Как бы ты расставил приоритеты?
– Помню, мне тогда стало обидно за хэдз-ап, потому что я был твёрдо уверен, что все поставят его последним. Конечно, стратегически нет никаких сомнений, что изучение ICM на дистанции принесёт больше денег, чем изучение HU. Если выбирать между тем, кто ничего не знает про ICM, и ничего не знает про HU, карьера второго всегда будет более успешной.

Но! Изучить базу ICM за пять часов невозможно. ICM я учу годами и до сих пор не закончил. А вот HU... Именно так я продаю свой курс: вы сможете резко прибавить всего за пять часов! Не так уж много надо знать.

Так что даже если HU объективно находится на последнем месте в списке приоритетов МТТшника, это не значит, что им надо пренебрегать. Весьма вероятно, что самым выгодным решением как раз будет навалиться на HU, выучить всё, что необходимо, и закрыть этот вопрос навсегда.